Светлана Прилипухова
Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Публикация «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время существует много технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО.
Одна из таких технологий – это игры Воскобовича. Это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. В процессе игры развиваются целеполагание, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необыденный «мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.
Занимаясь с ребенком играми - головоломками Воскобовича, мы развиваем сенсорные способности, интеллект, мелкую моторику рук, творческие способности детей.
В основу этих игр положены два принципа обучения – от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил нам разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллекта и аналитических способностей.
Используя математические планшеты, дети с помощью волшебных ниточек-резинок выполняют задания. На первом этапе они конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение.)
К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового леса. В сюжет сказок органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героями и со мной.
На всех этапах работы с играми Воскобовича приходится создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, важно детей заинтересовать данными играми, ведь если игра нравится ребёнку, то он будет в неё играть, а соответственно повышать свой уровень развития.
Особое внимание хочется уделить комплекту методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля», который полностью соответствует ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерева, что безопасно для применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Мы применяем набор «Дары Фрёбеля» в НОД, на индивидуальных занятиях, а так же во время режимных моментов.
Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Они способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует и создает безопасную обстановку в группе. Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплект, который позволяет корректировать ход игры по желанию и возможностям ребенка.
Применяя данные технологии, мы уже достигли некоторые положительные результаты. Анализ результатов диагностики показывает увеличение количества детей со средним и высоким уровнем развития интеллектуальных способностей. Лучше всего у детей развивается умение анализировать, сравнивать, обобщать. Ребята научились концентрировать внимание при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть: желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Кроме того, у детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Важно, что у них возникает желание помочь другим. Формируется умение работать в команде.
Наблюдается интерес детей к играм в самостоятельной деятельности, многие возвращаются в «развивающий уголок» и продолжают сказочные приключения.
Видя положительные результаты, играми заинтересовались родители. По их просьбе планируется проведение семинара по применению игровой технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Регулярно проводятся консультации и беседы по использованию развивающих игр дома с детьми.
В дальнейшем мы планируем ввести в образовательный процесс весь комплекс игр Воскобовича, интеллектуальные игры Никитина. С этой целью мы уже приобрели комплекты игр «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», геоконты, игровизоры, панно «Фиолетовый лес». В группе создан отдельный уголок «Фиолетового леса».
Я уверена, что использование развивающих игр поможет нашим воспитанникам вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, что позволит им хорошо учиться в школе и в дальнейшем быть успешными людьми.