Евгения Чанчикова
Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы ребёнок находит ответ, идя путём проб и ошибок.
Публикация «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
Обучение дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В настоящее время большое внимание уделяется интеллектуальному и эмоционально – волевому развитию детей. Интеллектуальное развитие детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.
Поэтому я поставила перед собой такие задачи:
Задачи:
- формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки; понятия об отношениях, алгоритмах, разбиении множеств;
- развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, воображение, пространственные представления;
- приобщать детей к зрительному анализу;
- учить детей решать элементарные математические задачи (сравнивать количество, вычисления);
- поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать в группах и контролировать свои действия.
Цель: : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Я заметила, что смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят моей группы большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Работая с дошкольниками, я каждый раз убеждаюсь в том, что подготовка к обучению в школе средствами занимательной математики имеет колоссальное значение. Я использую в своей работе занимательные задачи, вопросы-шутки, задачи-головоломки, они способствуют развитию логического мышления, сообразительности и являются приемом активизации умственной деятельности
1. слайд
«Отгадай число»
Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.
По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.
Игры «Числовой ряд», «Найди пропущенное число», «Найди соседей», «Заполни пустые клетки» закрепляют знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Порядковый счет мы закрепляем на физкультурных занятиях, в подвижных играх; н-р: первый, второй, третий, четвертый по счету встанет…
Понимать смысл предлогов : за, над, под, а также ориентироваться в пространстве помогают игры «Прятки», «Найди игрушку». Очень нравятся детям игры «Цепочка примеров», «Отгадай число», где дети производят арифметические действия.
2слайд
«Моделируем геометрические фигуры из пластилиновых жгутиков»
Цель: Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр, поэтому на занятиях по лепке и в свободное время мы моделируем цифры из пластилина, украшаем их по своему замыслу, аналогично из пластилиновых жгутиков моделируем геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения
3 .слайд
«Геометрическая мозаика», «Составь картинку»
(Картинка из геометрических фигур)
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.
Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.
4. слайд
Математические развлечения - разные задачи, игры-
"Тантрам", головоломка "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг", "Вьетнамская игра".
5 слайд
Лабиринты,
для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и тд.
Цель Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.
6 слайд
"Расставь кружки"
Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.
7 слайд
"Составь фигуру из палочек" (игры со счетными палочками)
Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.
Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
8 слайд
Логические задачи на поиск недостающих фигур
Цель:-вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.
1. Чем отличается одна картинка от другой? Найди несколько отличий
2. Найти 2 одинаковых предмета.
Надо найти одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.
3. Какая фигура здесь лишняя и почему?
4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линии надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.
5. Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. (см. тет. Колесникова)
6. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
7. Поиск недостающих в ряду фигур.
9 слайд
"Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь"
Цель :Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.
10 Слайд
Загадки и задачи-шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точкой зрения, подмечены простейшие математические отношения :
- два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы,
- четыре братца под одной крышей живут (стол,
- нас 7 братьев, летами все равные, а именем разным зовут (дни недели) и т. д.
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
• Сколько концов у одной палки? у двух палок? у 2,5 палок? 6 и т. д.
11 слайд
Литература (книжки,наборы игр,тетради)
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
2. Е. М. Минскин «От игры к знаниям».
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.
Родителям я рекомендовала, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями, и детьми мы добились, хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе. Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.
Таким образом, я пришла к выводу, что формирования мыслительной деятельности у ребенка через игру с использованием занимательного математического материала – приносят хорошие результаты.