Лучший педагог года

Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений

Евгения Чанчикова
Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы ребёнок находит ответ, идя путём проб и ошибок.

Публикация «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах

Обучение дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В настоящее время большое внимание уделяется интеллектуальному и эмоционально – волевому развитию детей. Интеллектуальное развитие детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.

Поэтому я поставила перед собой такие задачи:

Задачи:

- формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки; понятия об отношениях, алгоритмах, разбиении множеств;

- развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, воображение, пространственные представления;

- приобщать детей к зрительному анализу;

- учить детей решать элементарные математические задачи (сравнивать количество, вычисления);

- поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать в группах и контролировать свои действия.

Цель: : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Я заметила, что смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят моей группы большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Работая с дошкольниками, я каждый раз убеждаюсь в том, что подготовка к обучению в школе средствами занимательной математики имеет колоссальное значение. Я использую в своей работе занимательные задачи, вопросы-шутки, задачи-головоломки, они способствуют развитию логического мышления, сообразительности и являются приемом активизации умственной деятельности

1. слайд

«Отгадай число»

Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.

По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.

Игры «Числовой ряд», «Найди пропущенное число», «Найди соседей», «Заполни пустые клетки» закрепляют знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Порядковый счет мы закрепляем на физкультурных занятиях, в подвижных играх; н-р: первый, второй, третий, четвертый по счету встанет…

Понимать смысл предлогов : за, над, под, а также ориентироваться в пространстве помогают игры «Прятки», «Найди игрушку». Очень нравятся детям игры «Цепочка примеров», «Отгадай число», где дети производят арифметические действия.

2слайд

«Моделируем геометрические фигуры из пластилиновых жгутиков»

Цель: Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр, поэтому на занятиях по лепке и в свободное время мы моделируем цифры из пластилина, украшаем их по своему замыслу, аналогично из пластилиновых жгутиков моделируем геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения

3 .слайд

«Геометрическая мозаика», «Составь картинку»

(Картинка из геометрических фигур)

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.

4. слайд

Математические развлечения - разные задачи, игры-

"Тантрам", головоломка "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг", "Вьетнамская игра".

5 слайд

Лабиринты,

для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и тд.

Цель Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.

6 слайд

"Расставь кружки"

Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.

7 слайд

"Составь фигуру из палочек" (игры со счетными палочками)

Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.

Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

8 слайд

Логические задачи на поиск недостающих фигур

Цель:-вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.

1. Чем отличается одна картинка от другой? Найди несколько отличий

2. Найти 2 одинаковых предмета.

Надо найти одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

3. Какая фигура здесь лишняя и почему?

4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линии надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.

5. Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. (см. тет. Колесникова)

6. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.

7. Поиск недостающих в ряду фигур.

9 слайд

"Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь"

Цель :Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.

10 Слайд

Загадки и задачи-шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точкой зрения, подмечены простейшие математические отношения :

- два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы,

- четыре братца под одной крышей живут (стол,

- нас 7 братьев, летами все равные, а именем разным зовут (дни недели) и т. д.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

• Сколько концов у одной палки? у двух палок? у 2,5 палок? 6 и т. д.

11 слайд

Литература (книжки,наборы игр,тетради)

1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

2. Е. М. Минскин «От игры к знаниям».

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Родителям я рекомендовала, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями, и детьми мы добились, хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе. Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

Таким образом, я пришла к выводу, что формирования мыслительной деятельности у ребенка через игру с использованием занимательного математического материала – приносят хорошие результаты.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала Современному обществу нужны грамотные, образованные специалисты, способные ориентироваться в современном мире, владеющие информационными.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет Формирование начальных математических.

Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Использование мультимедийных ресурсов в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного Актуальность: Во всех семьях, предприятиях, учебных учреждениях, используют информационно-компьютерные технологии. ИКТ стало частью культуры.

Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников.Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №303 г. Уфа Республика Башкортостан Использование развивающих.

Использование занимательного материала при ознакомлении детей с цветом, формой, величиной "Геометрические фигуры" Висят шары, посинели от жары (сливы) РОс шар бел, ветер дунул- шар улетел. (одуванчик) Круглый бок, желтый бок,.

План по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний» (средняя группа) МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов Перспективный план по самообразованию Тема: «Использование развивающих игр.

Развитие познавательных процессов у дошкольников при формировании элементарных математических представлений Цель: формировать элементарные математически представления Задачи: Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»: - закрепление.

Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений дошкольника Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Самообразование «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» План по самообразованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений
Опубликовано: 1 октября 2018 в 16:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Чанчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД