Наталья Александровна Лобачева
Самообразование «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»
План по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Лобачевой Натальи Александровны
за 2013 – 2015 учебный год.
Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Самообразование „Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти.
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.
При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;
- возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста путем использования игровых методов и приемов на занятиях по математике.
Цель и задачи самообразования по теме
1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
_8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013-14 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п Название мероприятия Примерный срок (год) реализации
1. Теоретическое изучение вопроса. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Сентябрь – ноябрь 2013 г.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».
Декабрь 2013 г.
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Декабрь – апрель 2013-14 г.
4. Разработать занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.
Декабрь 2013 г.
5. Проведение открытого занятия, для анализа со стороны коллег. Январь-февраль 2014 г.
6. Составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
Февраль 2014 г.
7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок.
Март 2014 г.
8. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.
Подготовка консультации на тему. Апрель 2014 г.
9. Обобщение опыта по исследуемой теме Май 2014 г.
10. Методические объединения, обмен опытом. Согласно плана работы ДОУ
11. Изготовить дидактические игры по разделам математики. Март – май 2014г.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования Содержание работы Сроки выполнения Примечания
Организационно-диагностический «Форма и цвет»
1. Проведение дидактических игр:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием :
• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы) В течение учебного года
Количество и счёт».
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП :
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
. 1. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
2. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
• «Когда это бывает?» - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.)
Теоретический Доклад «Предметно-развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС»; (на педсовете)
Семинар: «Формирование элементарных математических представлений через театрализованную деятельность» ;
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче