Бардасова Людмила
Использование биоэнергопластики в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо сформированная устная речь является важным условием успешного обучения ребёнка в школе. Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто специалисты вынуждены искать более эффективные методы обучения и воспитания. Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов воспитания у ребенка позволяют достигнуть высокие результаты в речевом развитии.
Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику ребёнка, отмечали большое стимулирующее значение функции руки.
Темочки:
Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их пальцев, (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц пальцев рук).
Ученые Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память.
Ястребова А. В. и Лазаренко О. И. отмечали, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
В связи с этим актуальным становиться вопрос о внедрении в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающей технологии –биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластике предусматривает несколько этапов:
• 1 этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
• 2 этап – подготовительный (пассивный).
Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда
• 3 этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).
Учитывая эти особенности, для достижения оптимальных результатов педагог должен подбирать материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционной работы.
• 4 этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки).
• 5 этап (формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и обеих рук).
Изучив литературу и положителные отзывы учителей-логопедов по данному вопросу, использовав данную технологию в своей практике я пришла к выводу о высокой эффективности данной технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М. : Детство-Пресс, 2011.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004
3. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М. :АЙРИС-пресс,2014
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999