Марина Кулакова
Исследовательский проект в старшей группе «Откуда появилось мыло?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чистота – залог здоровья,
Улучшает внешний вид.
Ручки с мылом не помоешь,
А животик заболит.
. . .
Ручки с мылом мой почаще :
С перерывом в два часа.
И тогда с тобой пребудут
И здоровье, и красота.
Раиса Троицкая
Введение
Мы постоянно используем мыло в оздоровительных целях. Сейчас в магазинах много разных видов мыла, но так было не всегда.
Публикация «Исследовательский проект в старшей группе „Откуда появилось мыло?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В древние времена, мылом пользовались только самые богатые люди. Откуда и как появилось мыло? Из чего оно сделано? Почему пахнет по-разному?
В последнее время, в магазинах появилось мыло ручной работы. Значит, его можно приготовить дома! Но чем мыло из магазина, отличается от мыла дома?
Подумав над этим, мы с воспитателем решили узнать историю мыловарения и сделать мыло своими руками.
Гипотеза: Если соблюдать технологию приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях.
Цель: изучение истории и технологии приготовления мыла.
Задачи:
Познакомить с историей мыла;
Познакомить с разновидностями мыла;
Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями;
Формировать представление о свойстве и составе мыла, его производства;
Приготовить мыло в домашних условиях;
Развивать интерес и самостоятельность в работе;
Воспитывать умение делать умозаключение.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
1. Чтение произведения К. И. Чуковский «Мойдодыр» (Приложение1);
2. Сбор информации о мыле;
3. Подготовка необходимого оборудования для исследования;
4. Сбор мыла разных производителей.
5. Просмотр мультфильма «Девочка чумазая» А. Барто
6. Подготовить родителям буклеты «Вся правда о мыле» (Приложение 2);
7. Подготовить для родителей папку-передвижку «Чистые руки – залог здоровья!» (Приложение 3).
Основной этап:
1. Техникой рисования мыльными пузырями
2. Проведение исследования : «Разноцветные мыльные пузыри»;
3. Создание мыла ручной работы.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов;
2. Создание презентации;
3. Предоставление книжки-передвижки;
4. Предоставление мыла ручной работы.
5. Инсценировка сказки А. Барто «Девочка чумазая» (Приложение 4)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
История мыловарения.
В древние времена, когда не было мыла, люди очищали тело мелким песком, древесной золой.
Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир – то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло. Такое мыло пахло не вкусно, имело серый цвет, но люди радовались такому мылу.
Вскоре мыло начали изготавливать из сала, жира и растительное масло, в твёрдом виде. Таким мылом могли пользоваться только самые богатые люди, так как было очень дорогое. Затем в мыло начали добавлять духи и мыло начало приобретать запах и цвет.
Сейчас мыло имеется в каждом доме. Каждый день мы умывается мылом по несколько раз. Оно защищает нас от микробов, разных болезней. Оно имеет разные запахи, цвет, форму, размер.
Мыло – это…
Изучив разную энциклопедию, мы узнали, что мыло состоит из щелочей, жиров, растительных масел, красителей, активных добавок, воды, глицерина.
Мыло бывает детское, хозяйственное, туалетное, банное, медицинское
По внешнему виду бывает твёрдое и жидкое.
Также существует мыло ручной работы.
Мыло – это густая смесь, которая образуется при смешивании щелочей и жиров.
Если в жидкое мыло добавить немного воды и краски, то получатся разноцветные пузыри. Также из пузырей можно создать необычные изображения. Для этого нам понадобилось:
• Стаканчики;
• Вода;
• Жидкое мыло;
• Гуашь;
• Трубочки;
• Белый лист А4;
• Клеёнка;
• Салфетка.
В стаканчик мы добавили воду, гуашь, мыло и всё расмешали. Налили немного жидкости на лист и подули через трубочку. Когда мыльные пузыри высохли у нас получились необычные изображения.
Литература:
1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия – Филипп Шювер, Дэн Гризвуд;
2. Большая книга знаний для детей – Николай Гаррис, Джоана Тернер, Клер Аристон;
3. Знай-ка. Новая энциклопедия дошкольника – Н. Е. Расторгуева;
4. Детская энциклопедия – Джейн Эллиотт, Колин Кинг;
5. Мини-энциклопедия для маленьких эрудитов «Всё про всё» - Даниил Колодинский;
6. Иллюстрированный Атлас Мира – Ридерз Дайджест.
Почему мыло ручной работы такое привлекательное?
Опросив сотрудников детского сада и родителей группы, мы выяснили, что мыло ручной работы привлекает тем, что:
Изготовление мыла дома – интересное занятие.
Хороший подарок для родных и друзей.
Состоит из экологических продуктов.
Можно самим выбрать цвет, форму и запах.
Чтобы изготовить мыло ручной работы, необходимо строго соблюдать технологию и меры предосторожности, проявить творчество. Поэтому мыло ручной работы считается дорогим.
Изготовление мыла ручной работы.
Дома, под присмотром родителей я изготовил мыло ручной работы. Для этого мне понадобилось:
• Мыльная основа;
• Посуда для растопления мыльной основы;
• Красители;
• Глицерин;
• Формочки.
Растопив мыльную основу, я добавил краситель и глицерин. Хорошенько размешал и залил в формочки. Когда мыло остыло и затвердело, вытащил готовое мыло и формочек.
У меня получилось мыло ручной работы. Значит гипотеза о соблюдении технологии приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях, верна.
Вывод:
Изучив состав мыла разного производителя, мы обнаружили что в состав всех мыл входит: вода, глицерин. Мыла разные по цвету и запаху, потому что имеют разные добавки.
Мыло – это густая смесь, которая образуется при смешивании щелочей и жиров.
Мыло из магазина отличается от мыла ручной работы тем, что более привлекательное на форму и цвет.
При помощи мыльных пузырей можно создать необычные картины.
Сделав мыло в домашних условиях, гипотеза о том, что если соблюдать технологию приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях, оказалась верна.
Литература:
1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия – Филипп Шювер, Дэн Гризвуд;
2. Большая книга знаний для детей – Николай Гаррис, Джоана Тернер, Клер Аристон;
3. Знай-ка. Новая энциклопедия дошкольника – Н. Е. Расторгуева;
4. Детская энциклопедия – Джейн Эллиотт, Колин Кинг;
5. Мини-энциклопедия для маленьких эрудитов «Всё про всё» - Даниил Колодинский;
6. Иллюстрированный Атлас Мира – Ридерз Дайджест.
8. https://obuchonok.ru/node/5999
9. https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/708-proekty/17478.html
10. https://doshkolnik.ru/okr-mir/16280
11. https://rupoem.ru/chukovskij/odeyalo-ubezhalo-uletela.aspx
12. https://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-mylnymi-puzyrjami-master-klas.html
13. https://www.culture.ru/poems/2/devochka-chumazaya
Приложение 1
К. И. Чуковский «Мойдодыр»
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за
сапогами,
Сапоги за
пирогами,
Пироги за
утюгами,
Кочерга за
кушаком –
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил – и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
А. Барто «Девочка чумазая»
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра,
ноги- как у негра.
— Я на солнышке лежала,
пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слё з:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.