Людмила Белякова
Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
- Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб – всему голова!»-
В поле, в доме, в державе!
На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. Уделяя внимание интеллектуальному развитию своего ребенка, родители забывают о получении им духовного опыта.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Откуда хлеб пришел“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
К большому сожалению, в настоящее время из-за постоянной занятости родителей развлечения современного ребенка – это, как правило, компьютерные игры и просмотр мультфильмов. Можно смело сказать, что в большем случае ребенок предоставлен самому себе. Это приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.
В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и миру в целом. Именно по этой причине так важно уделять внимание моральному развитию ребенка в столь раннем возрасте.
Наблюдая за детьми в детском саду во время обеда и завтрака, осознаешь, что дети равнодушно и пренебрежительно относятся к хлебу, мнут его, играют, делают шарики и бросаются в друг друга хлебом.
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания для русского человека. Дети не имеют представления о том, что для того, чтобы вырастить хлеб, необходимо приложить много сил и труда. Поэтому необходима целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. А уважительное отношение к хлебу как раз и является одной из ступеней духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Чебулинский муниципальный округ славится своими плодородными полями, на которых выращивают зерновые культуры, славится трудолюбивыми людьми, чьи руки пахнут хлебом. Дети Чебулинского муниципального округа должны знать, как хлеб на стол приходит, и что этот путь очень тяжелый и кропотливый.
Для достижения данной цели был разработан и реализован экологический, познавательно – исследовательский проект «Откуда хлеб пришел», направленный на формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба, на воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают. В ходе реализации проекта была изучена история возникновения хлеба; старинные русские обычаи, связанные с хлебом; расширились знания детей о значении хлеба в жизни человека и этапах его приготовления.
В процессе работы по проекту был создан лэпбук «Хлеб и хлебобулочные изделия». Изучая его с детьми, прошли беседы: «Как на наш стол хлеб пришел», «Кто такой хлебороб», «Труд хлебороба в старину и сейчас», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб», «Какой бывает хлеб», обсуждали пословицы о хлебе, проговаривали чистоговорки, поговорки о хлебе, загадывали загадки.
В ходе изучения проекта мы обратились к художественным картинам таких художников как: И. И. Шишкин «Рожь», И. И. Машков «Снедь московская», С. А. Куприянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые», которые тонко и четко описывали жизнь русского крестьянина на Руси.
Ни один проект не может обойтись без изучения и чтения литературы. Нами были подобраны произведения и сказки о хлебе: «Легкий хлеб», «Сказка о пшеничном зернышке», «Колосок», «Очень, очень вкусный пирог», Д. Хармс, Константин Ушинский «Два плуга», Э. Шим «Хлеб растёт», Д. Кугультинов «Кусок хлеба».
В нашем современном мире ряд профессий по выращиванию хлеба уже забыты. Поэтому мы детей познакомили с профессиями: агроном; комбайнер; пекарь; кондитер, продавец. Посетили музей, посмотрели видеоматериалы, иллюстрации.
Были проведены с детьми ряд исследований: рассматривание через лупу пшеничных колосков, зерен пшеницы, ржи, овса. Сравнивали их внешний вид.
Результаты своих исследований мы закрепили рисованием, лепкой из соленого текста, аппликацией.
Рисование «Колосья в вазе»
Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия». Предварительно дети сами замесили соленое тесто.
Аппликация «Пшеничный колосок»
И как итог работы над проектом была проведена сюжетно – ролевая игра «К нам гости пришли». Во время игры дети познакомились с русскими народными праздниками связанные с хлебом, с их историей, традициями.
В рамках проведенного проекта, совместно с родителями была создана книга «Откуда хлеб пришел»
Таким образом, проект помог понять детям, сколько задействовано людей, сил, средств, времени, чтобы хлеб попал к нам на стол,. Работа над проектом расширила познавательную активность, помогла сформировать знания детей о хлебе как об одном из величайших богатств на Земле. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб – всему голова!»