Гляненко Ирина Николаевна
Мероприятие в формате информ-досье «Откуда появилось слово»
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда приходит слово»
Задачи:
• вызвать у детей интерес к слову :
• развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные); активное внимание, словесно –логическое мышление.
Оформление : картонное изображение словарика, откидной календарь –словарик.
Публикация «Мероприятие в формате информ-досье „Откуда появилось слово“» размещена в разделах
Оборудование: предметные картинки, костюмы, аудиозапись с голосом словарика : аудиозапись пьес Э Грига «Утро», Муз. Прокофьева «Вальс цветов»
Подготовительная работа: подготовка костюмов сороки, глухаря, бабочек, грибов, цветов, работа над инсценировками : «Сорока и глухарь»Э. Шима, Крапивница и Лимонница» по Н. Сладкову.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите вокруг. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть свое название-слово. Давайте назовем словами предметы, которые нас окружают. (В. указывает на предмет, дети хором его называют)
Если бы люди все предметы называли как кому вздумывается, то они бы не понимали друг друга.
Как появляются слова? Какие бывают слова? Об этом мы узнаем на нашем мероприятии Информ –досье.
Муз. руководитель:
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Воспитатель: Сегодня с вами мы найдем ответ на вопрос: «Как появляются слова?»
Например, почему кукушку назвали кукушкой, а не кряквой или зеленушкой, а кузнечика –кузнечиком, а не иначе?
Чтобы узнать, почему предмет назван таким словом, можно посмотреть в словарь. Все слова хранятся в словарях.
В. демонстрирует словарь.
Звучит музыка из-за ширмы появляется словарик.
Словарик : Здравствуйте, друзья. Я Словарик. Меня так назвали, потому что я знаток всех слов. Я о любом слове могу рассказать. Но вы можете и сами прислушаться к слову, подумать и догадаться, почему именно так назван предмет.
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем составить небольшой словарик, в котором сами будем объяснять, как появилось слово.
Выставляем обложку словаря
Воспитатель: В словарь мы запишем слова о нашей родной природе.
Итак, сейчас мы с вами
В зеленый лес пойдем.
Кто хочет в путь?
Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмем.
Словарик. И я с вами. Вместе интересней!
Звучит аудиозапись пьесы Э Грига Утро»
Воспитатель выставляет на мольберт лист бумаги с заголовком «Птицы»
На первой странице
Разместятся птицы.
На лесной опушке
Послышалось : «Ку-ку!»
Куковала птица
Где-то наверху.
Догадались, что это за птица? (Кукушка)
Ребенок, отгадавший название птицы, получает от педагога картинку кукушки и приклеивает на страницу «Птицы»
Воспитатель: Как, по –вашему, за что кукушка получила такое название?
Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она –кубачка, у болгар- кукувица, а у немцев-кукук.
Все народы обратили внимание на песню кукушки.
Кукушка сама, своим голосом «Ку-ку» подсказала людям, как ее назвать.
В словарике появляется запись
«Ку-ку! – Кукушка»
Воспитатель. Не только голос, но и внешний вид птицы, цвет «костюма» помогает выбрать название для птицы. Вот сидит птица на ветке и не видно ее среди пестрого леса. Цвета она пестрого, рябая: вся в черных, да рыжих рябинках. Так и названа эта птица… (Рябчик)
Ребено, отгадавший название птицы, получает от словарика картинку рябчика и приклеивает ее на страницу.
В словарике появляется :
«Рябая-рябчик»
Воспитатель: А эта птица получила свое название из-за поведения. Она постоянно трясет хвостом (гузкой)
Словарик : Трясогузка, трясогузка-
Полосатенькая блузка!
Хвостиком своим трясет,
Громко песенки поет.
Наклеивается картинка трясогузки и подписывается:
«Трясет хвостиком (гузкой)_- трясогузка»
Воспитатель: А что за люди так обидели птицу, назвав ее глухарем?
А может и вправду он глухой? Давайте послушаем разговор Глухаря и Сороки»
Инсценировка детьми диалога Э Шима «Сорока и глухарь»
Сорока: Глухарь, охотник идет.
Глухарь : Текэ-тэке-тэке.
Сорока: Глухарь, слышишь? Оглох что ли?1
Глухарь: Тэке-Тэке –вижу… Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу…
Сорока : Охотник, говорю, идет!
Глухарь: Ах ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила ты меня. А то спета была бы моя песенка!
Воспитатель: Так за что же Глухаря назвали глухарем?
Наклеивается картинка и подписывается: «Весной, когда поет, не слышит, глухой глухарь».
Закончена страница
О наших друзьях –птицах.
Воспитатель ставит на мольберт лист бумаги с заголовком «Насекомые»
Воспитатель: Вот это –насекомые,
Всем детям знакомые.
Мы видим их, придя на луг,
Но почему их так зовут?
Словарик : Вам знакомо это насекомое?
(Воспитатель выставляет изображение кузнечика. Дети отвечают)
Воспитатель: Почему же его так назвали? Сейчас я вам расскажу. Вы представляете, как мастер-кузнец из железа выковывает разные предметы : гвозди, ключи, подковы? Так и кузнечики звенят, стучат своими крылышками, как кузнец молотом. За этот перестук кузнечика и назвали кузнецом-кузнечиком.
Подвижная игра «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, пряг-скок.
Оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгайте легко.
Наклеивается картинка, изображающая кузнечика.
В словарике появляется запись :
«Стучит крылышками, как кузнец молотом, -кузнечик».
Звучит музыка «Танец бабочек» Танцуют три бабочки : лимонница, крапивница и капустница, затем инсценируют диалог бабочек по тексту Н. Сладкова «Крапивница и лимонница»
Крапивница : Терпеть не могу непонятных имен. Почему ты лимонница, если у нас даже лимоны не растут? Вот я -_крапивница. У меня на крапиву аппетит.
Капустница :. А я Капустница. У меня на капусту аппетит. Просто все и понятно.
Лимонница: А у меня Лимонницей назвали не за аппетит, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.
Воспитатель: Почему бабочек назвали: Крапивница? Капустница? Лимонница?
Наклеиваются картинки бабочек. В словарике появляется подписи :
«Капустница любит капусту. Крапивница любит крапиву. Окраска лимонного цвета- лимонница.
Словарик : Вы прислушались к этим словам, и теперь вам понятно, почему кузнечика, крапивницу, капустницу и лимонницу люди называют именно так.
Звучит музыка «Ой сад во дворе», выбегают девочки в веночках из цветов и танцуют танец.
Воспитатель:
Мы идем по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И мы слышим цветов голоса.
Они шепчут:
Дети-цветы :
Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца –отрада,
Украшенье родимой земли.
Воспитатель выставляет на мольберт лист с заголовком «Цветы»
и обьявляет название страницы.
Воспитатель: отгадайте название цветка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
На него подуй слегка,
Был цветок- и нет цветка.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ….(одуванчик)
Воспитатель наклеивает картинку одуванчика.
Воспитатель: Почему цветок так называется?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель резюмирует и в словарике появляется надпись :
«Одуванчик- облетает от дуновения»
Воспитатель: Подуем ли ветерок, ли кто-то специально дунет на одуванчик, и разлетятся по воздуху сотни парашутиков. А что это такое?
Яркий, пахучий.
Ай, ай, ай! Колючий,
Колючий как крыжовник,
Цветущий куст… (шиповник)
Дети приклеивают картинку шиповника.
Воспитатель: За что шиповник получил свое название?
Да, ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно царапают каждого, кто захочет сорвать цветок.
В словарике появляется подпись :
«На ветке острые шипы-шиповник»
Словарик : Динь-дон, динь-дон!
Льется нежный перезвон.
Распустился бутончик
Синий….(колокольчик)
Дети наклеивают картинку колокольчика.
Воспитатель : За что же эти нежные цветы получили название колокольчиками? (форма цветов напоминает колокол)
В словарике появляется подпись :
«Похож на колокол-колокольчик».
Воспитатель:
Если ты поранил ногу,
Оглянись-ка у дороги
Чудо –лекарь, врач растет
И совет тебе дает:
- Ты возьми-ка мой листок!
К ранке приложи дружок»
Дети приклеивают картинку подорожника.
Воспитатель :Почему подорожник получил такое название.
Воспитатель подписывает:
«Растет вдоль дорог-подорожник»
Затем устанавливается картинка «Грибы»
Воспитатель: Нас ведет тропа лесная
Прямо в чудный, светлый бор.
Где-то осторожный
Слышу тихий разговор.
Присмотритесь : из-за кочки
Прям на нас глядят Грибочки!
Давайте отгадаем, как они называются?
Выходят дети и загадывают о себе загадки.
Опята:
Это не секрет для вас:
Нет грибов дружнее нас!
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу.
Воспитатель: Какое слово подсказало нам ответ?
Воспитатель резюмирует ответы детей, дети приклеивают картинку опят.
В словарике появляется сообщение :
«Растут на пне- опята»
Подосиновик:
Я –грибок нарядный,
Расту с осиной рядом.
На голове ярко-красный берет
Вы узнали меня или нет?
Воспитатель: Какое слово подсказало, почему так назван гриб?
Приклеивается картинка подосиновика и в словарике появляется подпись :
Растет под осиной- подосиновик».
Подберезовик:
Я –коричневого цвета
На пятнистом корешке.
И расту я под березой
Во тенечке, в холодке.
Воспитатель : Догадались, почему подберезовик получил такое название?
Приклеивается изображение подберезовика.
В словарике появляется подпись :
«Растет под березой- подберезовик»
Лисичка:
Я-лесная краса,
Рыжая, словно лиса.
И со мной мои сестрички
Золотистые….
Воспитатель: Почему лисички называются лисичками? Чем похожи лисички-грибы, на лисичек-животных?
Приклеивается изображение грибов-лисичек.
В словарике появляется подпись :
«Пот цвету похожи с лисой-лисички»
Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы составили небольшой словарь о названиях птиц, насекомых, цветов, грибов. Еще много живет и растет их на земле. И у всех интересные названия.
Словарик : Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно прислушиваться к слову, приглядываться к животным и растениям, наблюдать за ними.
Если вы хотите узнать, что обозначает слово и как оно произошло, зовите меня- и я с удовольствием вам помогу!
Желаю вам любить родной язык и очень внимательно относится к слову.