Горлова Елена
Исследовательский проект в старшей группе «Мой друг — воздушный шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика
Поддержка и развитие педагогом детской инициативы, самостоятельности и творчества
Целевая группа
Воспитанники старшего дошкольного возраста группа «Пчёлки»; их родители, педагоги ДОУ
Постановка проблемы
Публикация «Исследовательский проект в старшей группе „Мой друг — воздушный шарик“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека короток, а как он насыщен познанием! Зачастую мы наблюдаем, что многое из того, что малыш не получил в детстве, в последующие годы невосполнимо. Чтобы жить в современном мире, ребенку необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в явлениях окружающей реальности. Именно чувственный опыт является источником познания дошкольника. Чтобы он был объёмным и упорядоченным, мы, педагоги, должны идти рядом - проживать, сопереживать, содействовать полноценному развитию малыша. Поддержать детскую инициативу, значит поощрять бесконечные вопросы, исследования, эксперименты, самому стать вровень с дошкольником и радоваться новым ощущениям. А как важно, на мой взгляд, почувствовать атмосферу радостного коллективного общения! Какую проблему я выявила, наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста? Из группы детей только у 5 человек (20%) любознательность и активность перерастает в проявление инициативы. Мы можем считать, что у этих ребят формируется настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями. А как же остальные?
Задумав проект, я взяла за основу высказывание Лауреата Нобелевской премии по литературе 2007 года Д. Лессинг о том, что «в любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Содержание проекта
При реализации проекта «Мой друг – воздушный шарик» мне, как музыкальному руководителю, было важно развить у детей чувственность и эмоциональность, умение восхищаться простыми вещами. А для этого нужно научиться видеть мир глубже и шире в самых разных проявлениях. Чем может быть воздушный шар для ребенка? Не просто радостью, а материалом для творчества и возможностью для экспериментирования. Мне интересно наблюдать, как в свободной игре развиваются воображение, самостоятельность, инициативность, эмоциональность. Умение поддержать и развить детскую инициативу и творчество - необходимая составляющая успеха моей педагогической деятельности.
В проекте решалось несколько задач:
-активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности детей с помощью экспериментов со знакомыми предметами;
-побуждать детей находить нестандартные решения, проявляя самостоятельность и инициативу;
-расширять представления детей о необыкновенных свойствах воздушных шаров;
- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи, повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к элементарной исследовательской деятельности;
-совершенствовать взаимодействие педагогов группы в развитии детской инициативы и творчества.
Для осуществления непосредственной деятельности с детьми не требуется сложного технического оборудования. Место его реализации может быть любым: музыкальный зал, групповая комната, прогулочный участок.
Самое главное – это быть на одной волне с ребятами и осуществлять самые разнообразные замыслы- темы:
• Акустические опыты с шарами.
• Мы – музыканты, шарик – барабан.
• Этюды с шарами на пластичность.
• Эксперименты с физическими свойствами шара.
• Рисование на шаре чувств и эмоций.
• Изготовление театрального реквизита и игрушек.
• Музыкально-ритмические упражнения с шарами.
• Рисование на волшебной доске (мультимедийный комплекс) «Приключения шарика».
Темы меняются, дополняются в зависимости от интересов и настроения воспитанников. Каждая тема, включенная в проект, как и сам проект, состоит из 3 этапов. Подготовительный этап включает в себя планирование и методическую подготовку подбор необходимых материалов и оборудования, а так же музыкального оформления. Практический этап – самый интересный. Я регулярно использую в работе с детьми современные информационные технологии, но есть в нашей жизни другая сторона- реальный мир, окружающий нас. Как интересно в обычном увидеть необычное! Как замечательно окунуться в детство, самому побыть ребенком! Как увлекательно играть с ним на равных!
Мы вместе экспериментируем с шарами, извлекаем из них звуки,
наполняем разнообразными мелкими предметами для создания интересного звучания,
улавливаем вибрации,
рисуем свое настроение,
и, конечно же, танцуем, барабаним, фантазируем.
А ещё делимся впечатлениями от игр, придуманных дома с родителями.
Считаю очень важным внимательно выслушивать ребенка, поощрять его стремление делать собственные умозаключения.
В ходе проекта меня особенно радует появление раскрепощённости детей, неуверенных в себе, их стремление к поиску и желание действовать. Ребята стали более инициативными, не стесняются выдвигать гипотезы и предположения, предлагают использовать для музицирования окружающие предметы, например, кубики, расчески, шишки, фольгу. Заинтересованность родителей помогает постоянно пополнять «волшебную коробку шаров» разных форм, цветов, размеров, с разными наполнителями.
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта я планирую провести сравнительную диагностику развития детской инициативы, но уже сейчас видна положительная динамика. А ещё в «истории успеха» моего проекта - большое количество родителей воспитанников, желающих дарить радость детям и участвовать в совместных творческих играх, этюдах, экспериментах.
Проект не завершится, пока не иссякнет запас идей и новых затей. Заключительный этап еще впереди. Из предложенных вариантов завершения проекта ребята уже выбрали создание видеоролика «Мой друг - воздушный шарик» и у нас идёт накопление видео и фото - материалов