ЕЛЕНА СУХАРЕВА
Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.
Информационная карта проекта
1. Название проекта : «Чудо-соль»
2. Автор проекта и руководитель Сухарева Е. В.
воспитатель подготовительной группы
Публикация «Исследовательский проект в подготовительной группе „Чудо-соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
3. Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
4. Сроки реализации проекта : февраль-март 2019г.
5. Участники проекта : воспитатель, воспитанники в возрасте 6-7 лет, родители.
6. Цель проекта : изучить, расширить, закрепить и обобщить знания детей о соли; где и как добывают соль; её свойствах, пользе и вреде; формировать представления о соли как о необходимом продукте для человека.
7. Задачи проекта :
1). Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форма и видах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
2). Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3). Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творческие способности, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
8. Форма проведения: в рамках воспитательно-образовательного процесса, выполнение работ детьми в свободное время, дома с родителями.
9. Предполагаемый результат:
1). Дети получат представления о соли; о свойствах, видах, способах добычи: её пользе и вреде.
2). Дети научатся находить информацию в разных информационных источниках.
3). У детей обогатится опыт проведения опытно-экспериментальной деятельности.
4). Дети научатся выполнять творческие работы в нетрадиционной технике.
5). Пополнится детская лаборатория образцами соли, обогатится предметно-пространственная развивающая среда.
10. Методы и приемы:
Практические: опыты с солью, выставка поделок из соли, «насыпушки», дидактические игры, физминутки.
Наглядные: презентации, мультфильм, иллюстрации, наблюдение.
Словесные: беседы, чтение сказок, рассказ воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
11. Выставка работ «Поделки из соленого теста».
12. Работа с родителями: буклет «Как вырастить кристаллы соли дома», консультация «Цветная соль. Как это сделать?», мастер-класс «Лепка из соленого теста».
Актуальность проблемы:
Окружающий мир ребенка не дает ему покоя. Малыш стремится поскорее всё узнать, потрогать, попробовать на зуб, сделать свое собственное открытие, заглянуть за пределы досягаемого. А мы наоборот, стали искать необычное рядом. Оказывается, есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о ней.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап :
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
Сформулирован основополагающий вопрос:
Может ли человек обойтись без соли?
Сформулированы проблемные вопросы:
Что такое соль? Как появилась соль? Как добывают соль? Какая бывает соль?
Сформулированы обучающие вопросы:
Какая польза и вред от соли для человека? Что можно сделать из соли?
Рефлексивный этап: Выставка продуктов художественной деятельности детей.
2. Основной этап - исследовательский
Образовательная область проекта Вид детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность Деятельность, осуществляемая детьми
Познание Познавательная деятельность
Презентации «Что такое соль?», «Как добывали соль?»
Дети внимательно смотрят, задают вопросы, находят ответы на вопросы самостоятельно.
Познание Экспериментальная деятельность
Опыты и эксперименты:
«Рассматривание соли через лупу»,
«Растворение соли в холодной и горячей воде»,
«Плавающее яйцо»,
«Выращивание кристаллов из соли»,
«Незамерзающая соль»,
«Соль-чистящее средство».
Дети высказывают свои предположения, опытным путем подтверждают или опровергают предположения, делают выводы.
Познание Познавательная деятельность
Просмотр мультфильма «Как казаки соль покупали».
Внимательно смотрят, задают вопросы по содержанию мультфильма, эмоционально реагируют на смешные моменты.
Коммуникация
Беседы: «Что такое соль?», «Как добывают соль», «Почему море соленое?», «Соленые города», «Как используют соль?», «Соль в народных приметах и поверьях», «Соль в русских народных традициях».
Вступают в диалог, рассказывают о том, что видели дома, по телевизору или в интернете. Умеют правильно произносить слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения.
Художественное творчество Продуктивная
Рисование акварелью + соль: «Праздничный салют»
Рисование цветной солью (по готовым силуэтам с помощью густого клея)
На готовый силуэт намазывают клей, сыплют соль, излишки стряхивают
Интересным занятием является лепка из соленого теста, мы сначала лепили с детьми в детском саду, а потом провели семейный конкурс с родителями на лучшую «поделку из соленого теста.
Чтение художественной литературы
Восприятие художественной литературы
«Соль дороже золота» - словацкая сказка,
«Сказка о сахаре и соли» - русская народная сказка, загадки, пословицы, поговорки.
С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого.
Умеют ответить на вопросы взрослого по содержанию произведения, отгадывают загадки, объясняют смысл пословиц и поговорок.
Труд
Красят соль гуашевыми красками в разные цвета. Размешивают краску с небольшим количеством воды, смешивают с солью, выкладывают на картон сушиться. (После высыхания воспитатель измельчает соль с помощью скалки).
Физкультура Игровая Физминутка «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
Мы морковку трём-трём
Мы капусту мнём- мнём,
Мы капусту солим-солим,
Мы сахар сыпем-сыпем,
Мы капусту жмём-жмём,
А теперь попробуем – ммм!
Ребрами ладони стучим по коленям.
Имитируют движения.
Мнут капусту.
Социализация Игровая
Сюжетно-ролевая игра «Повара»
Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками. Проявляют доброту, внимание, заботу. Могут включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.
Содержание проекта.
Своё исследование начали с поисков литературы и информации в сети Интернет по теме «Соль». Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль просыпать – к ссоре, к неудаче.
Люди с древних времен используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. Соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».
Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их. Мы узнали, что в больших количествах соль вредна. И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.
Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Для детской лаборатории мы собрали образцы соли.
Сколько же соли нужно человеку в день?
Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).
В названиях городов, которые возникли в местах добычи соли, появился корень «соль». Солью покрыты все берега, на них нет растительности. Мы узнали, что самым солёным в России является озеро Баскунчак.
Чем больше мы читали о соли, тем сильнее возрастал интерес к этой теме. Сначала изучили свойства соли. Выяснили, что соль твёрдая и состоит из кристаллов, на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Тогда мы решили узнать, из чего состоит соль с научной точки зрения.
Мы провели опыты:
1). Взяли 2 ёмкости с водой, растворили в одной из них соль и поставили их в морозильную камеру. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная немного замерзла, и стала похожа на жидкую кашу.
Вывод: соль не дала воде замерзнуть
2). Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться в низ, оно не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы.
Возникли вопросы:
• Что такое кристаллы?
• Как получить кристаллы соли в домашних условиях?
Мы провели эксперимент и вырастили кристаллы соли.
Для выращивания кристаллов нам потребовалось: кувшин с 2 литрами горячей воды, 1 кг пищевой соли, палочки от мороженого на нитке и короткие тесемочки. В горячей воде мы растворили соль и подвесили наши палочки и тесьму таким образом, чтобы они не касались дна и стенок кувшина. Кувшин поставили на окно и стали наблюдать в течении недели. В конце недели мы вытащили из кувшина палочки и тесьму, на них выросли красивые кристаллы.
Очень интересными оказались творческие работы детей с применением соли, особенно рисование солью и лепка из соленого теста.
Рефлексивный этап.
В ходе исследования мы узнали, что моря и океаны – неисчерпаемые источники соли, что соль добывается из недр Земли. Соль – пищевой продукт. Мы доказали, что в обращении с солью следует, как и во всём, соблюдать норму. В больших количествах соль вредна, но без соли жизнь живых организмов невозможна.
Результат проекта :
Таким образом, в результате реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дети узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах, о пользе и вреде для организма человека. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Научились самостоятельно проводить опыты, познакомились со способом выращивания кристаллов соли. У детей появились навыки взаимовыручки, тесного общения между сверстниками и взрослыми. Повысился интерес к познанию окружающего мира.
Литература:
Детская энциклопедия «Почемучка».- Москва, «Росмэн», 2005г.
Интернет-ресурсы:
https://nsc.1september.ru Малахова Елена, Мельник Ольга, «Обыкновенное чудо», журнал «Начальная школа», №3 2008
https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/71-detyam-zagadki-pro-sol.html