Юлия Слизкая
Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР»
проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка»
Актуальность:
Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? А как пьют чай в других странах? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях…
Публикация «Проект „Что за чудо — самовар“ для детей дошкольного возраста подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, на чаепитие с настоящим русским самоваром.
Задачи проекта :
познакомить с историей появления чая в России;
познакомить детей с посудой, при помощи которой готовят чай: самоваром и чайником;
рассказать, что подают к столу (угощения для чаепития, о пользе и вреде чая;
обогащать словарный запас детей;
развивать художественный вкус;
воспитывать интерес к народным промыслам;
воспитание бережливости, аккуратности, дружеских отношений друг к другу, к взрослым.
Вид:
познавательно-творческий
Продолжительность:
2 недели
Участники:
дети, воспитатели группы, родители
ЦЕЛЬ:
приобщение детей к истокам русской культуры и быта;
показ детям уникальности русского чаепития для сохранения семейных народных традиций;
развитие познавательных интересов и творческих способностей.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей элементарные знания о народных традициях;
Сформировать нравственно-патриотические чувства в процессе реализации проекта;
Заинтересовать детей темой о самоваре, активизировать их познавательную деятельность: вместе с родителями дети находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о народных традициях, о самоваре, поучаствовать в конкурсах, представить свои рисунки, поделки.
Продукт проектной деятельности
Создание книжек-малышек: «Травяной чай»;
Изготовление папки-раскладки с консультациями;
Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
Познавательное развитие
просмотр презентаций: «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров», «Как растёт чай», «Как делают чай», «Чайные церемонии»;
просмотр мультфильмов: «Лунтик - «Солёный чай», «Тигрёнок в чайнике», «Пых, пых самовар»;
опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая; определение чая по вкусу, цвету и запаху;
беседы: «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».
Опыты с чаем:
рассматривание разных сортов чая;
заваривание чая;
рассматривание цвета заварки после заваривания разных сортов чая.
Познавательная деятельность:
рассматривание картин, иллюстраций, изображающих чаепитие, разных видов и форм самовара,
посещение казачьей горницы детского сада, знакомство с устройством самовара, его назначением, формами.
Изобразительная деятельность:
Рисование: «Чайный сервиз», Лепка: «Баранки, бараночки…», Аппликация:
«Тульский самовар».
Художественно-эстетическая деятельность:
прослушивание песни «Наш красавец-самовар», разучивание песни и танца «Пых-пых, самовар»,
просмотр мультимедийной презентации «Чаепитие в картинах русских художников»,
рассматривание тематического альбома и открыток по теме «Чаепитие»,
создание книжек-малышек: «Травяной чай» : до появления чая наши предки утоляли жажду лесными напитками, приготовленными из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, морошки, липы, зверобоя и других растений. В них было очень много витаминов.
Речевая деятельность:
чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.
Разгадывание загадок:
«Четыре ноги, два уха, один краник, да брюхо» (самовар, «Как начнёт говорить-разговаривать, надо чай поскорее заваривать» (чайник, «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода» (самовар, «Сладкий, белый, в чай попал и пропал» (сахар).
Пальчиковая гимнастика:
Тары-бары, растабары (хлопают в ладоши,
Выпьем чай из самовара (кулачки,
С сухарями, с крендельками,
С бубликами, ватрушками,
С пирогами русскими. (При перечислении загибают по одному пальцу)
Тары-бары, растабары (хлопают в ладоши)
Посидим у самовара. (кулачки)
Игровая деятельность:
организация сюжетно-ролевых игр: «Семья», «День рождения», «Чаепитие на празднике» :
Я сегодня не скучаю,
Я конфет купила к чаю
Для себя и для друзей.
Жду я вечером гостей.
Чай заварен ароматный,
С бергамотом - вкус приятный.
Чашки, блюдечки - сервиз,
Для друзей моих сюрприз.
организация дидактических игр: «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем на стол», «Чего не хватает?» - воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).
Работа с родителями:
Консультации:
«Русская народная культура в воспитании дошкольников»,
«Воспитание детей на традициях народной культуры»,
«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре».
Вывод:
Проект «Что за чудо – русский самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре : историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности.