Марина Глушак
Исследовательский проект: «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Свойства воды»
По сроку выполнения: краткосрочные педагогические проекты.
Актуальность:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы "Развитие творческой активности и самостоятельности детей". Данная проблема обусловлена как современной социокультурной ситуацией, требующей активизации и развития различных сторон самостоятельности субъектов образовательного процесса, так и документами об образовании: законом РФ "Об образовании" (ст. 14) и Концепцией модернизации российского образования.
Публикация «Исследовательский проект: „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Учитывая важность и необходимость предоставления детям возможности приобретать знания самостоятельно и включения их в осмысленную деятельность возникла необходимость внедрения экспериментальной деятельности с детьми, поскольку в дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, часто задают вопросы, делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.
Детское экспериментирование несет в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности детей, направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Деятельность выстраивается таким образом, что ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную познавательную активность.
Проблема:
В ходе проведения совместной деятельности с детьми разновозрастной группы дошкольного возраста по выявлению свойств воды у детей возникли затруднения в умении сформулировать проблему, найти способы ее решения и сделать вывод.
Цель проекта :
Развитие творческой активности и самостоятельности детей 3-5лет посредством элементарной экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
- Разработать и апробировать содержание проекта по развитию творческой активности и самостоятельности детей посредством использования элементарной экспериментальной деятельности.
- Создать условия для положительной мотивации в ходе реализации детского экспериментирования с помощью системы игр и занятий. Содействовать укреплению связи с семьями воспитанников посредством мини - лаборатории «Юные исследователи».
Продолжительность: 01.10.16г. - 10.12.16г
Место проведения: МАДОУ «Лукоморье»
Участники:
Дети разновозрастной группы (3-5 лет). Родители, воспитатели.
Тип проекта : социальный, творческий, практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование для создания игровой мотивации
- мини – лаборатория для детей «Юные исследователи»
Итоговое мероприятие: презентация журнала для родителей "Детские рассуждалки".
Организация деятельности участников проекта :
1 этап - подготовительный (15.09.16г – 01.10.16г)
Воспитатели - обоснование актуальности проекта, подбор необходимой литературы и оборудования, наблюдение за деятельностью детей.
Родители - знакомство с основным содержанием проекта, подбор дополнительного оборудования.
Дети - участие в наблюдении.
2 этап - основной (01.10.16г – 10.12.16г)
Воспитатель - реализация содержания проекта, организация взаимодействия с родителями через мини-лабораторию «Юные исследователи», оформление журнала «Детские рассуждалки», корректировка перспективного плана (при необходимости).
Родители - обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта.
Дети - активное участие в играх и занятиях проекта, освоение новых знаний.
3 этап - заключительный (10.12.16г)
Воспитатель - презентация журнала "Детские рассуждалки"
Родители - знакомство с содержанием журнала "Детские рассуждалки"
Дети - участие в итоговом мероприятии
4 этап - аналитический (10.12.16г - 31.12.16г)
Воспитатель: - повторное наблюдение за деятельностью детей, обобщение результатов, анализ эффективности, рефлексия, представление результатов проекта родителям
Родители - знакомство с результатами проекта, рефлексия.
Дети - участие в повторном наблюдении, рефлексия проведенной работы.
Содержание работы: дата проведения. Тема. Цель.
1. 10 «Наблюдение за экспериментальной деятельностью детей»
выявление уровня сформированности навыков элементарной экспериментальной деятельности
3.10 "Экскурсия в детскую лабораторию" ознакомление с назначением детской лаборатории, правилами поведения
8.10 "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем" закрепление представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
10.10 "Прозрачная вода" выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
15.10 "Какие предметы могут плавать?" формирование представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
17.10 "Делаем мыльные пузыри" ознакомление детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла : может растягиваться, образует пленочку.
22.10 "Воздух повсюду" выявление свойства воздуха - невидимость.
29.10 "Каждому камешку свой домик" ознакомление детей с классификацией камней по форме, размеру, цвету; с особенностями поверхности (гладкие, шероховатые)
31.10 "Свет повсюду" формирование представления о значении света.
5.11 "Тающий лед" ознакомление со свойствами льда.
7.11 "Разноцветные шарики" ознакомление со способом получения оттенков краски.
12.11 "Все увидим, все узнаем" ознакомление с прибором – помощником – лупой и ее назначением
14.11 "Где вода?" выявление свойств песка и глины (сыпучесть, рыхлость).
19.11 "Ловись рыбка, и мала, и велика" выявление свойств магнита.
21.11 "Таинственные картинки» расширение представления о цвете.
26.11 "Что растворяется в воде?"развитие представления о растворимости (нерастворимости) в воде различных веществ.
28.11 "Волшебное сито"ознакомление детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита.
3.12 "Цветной песок" ознакомление детей со способом изготовления цветного песка
5.12 «Повторное наблюдение за деятельностью детей» (приложение 3) ознакомление с результатами наблюдения.
10.12 "Презентация журнала для родителей "Детские рассуждалки" ознакомление родителей с содержанием журнала.
Ожидаемые результаты:
1. Готовый проект по развитию творческой активности и самостоятельности детей 4 - 5 лет.
2. Мини – лаборатория для детей «Юные исследователи».
3 Журнал "Детские рассуждалки".
4. Овладение детьми навыками экспериментальной деятельности.
5. Серия разработанных конспектов, игр для детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков элементарной экспериментальной деятельности.
Реализация проекта повысит детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах развития творческой активности и самостоятельности детей. Следовательно, данный проект способствует не только формированию познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Данный проект можно реализовывать с детьми 4-5 лет в условиях других ДОУ. Он не требует значительных материальных затрат, в его реализацию включены родители воспитанников.