Валентина Васильева
Проект «Чудесные свойства воды» в рамках VII муниципального конкурса детских проектных работ «Мой проект» в 2015–2016
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: (познавательно- исследовательский.)
Вид: среднесрочный ( 2 месяца: февраль – март 2016 г.)
Участник (-и) :
Базаров Савелий 6 лет, подготовительная группа к школе компенсирующей направленности с ОНР №2;
Данилова Соня 6 лет, подготовительная группа к школе компенсирующей направленности с ОНР №10;
Полоненко Катя 7 лет, подготовительная группа к школе компенсирующей направленности с ФФНР №9,
Руководитель: Васильева Валентина Андреевна (учитель-логопед)
г. Краснокаменск, 2016 г.
I этап – Постановка проблемы
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Экспериментирование, свойства материалов. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Педагогическая проблема: В век высоких технологий мы часто используем, как дома, так и в педагогической деятельности компьютеры, презентации, готовые материалы, забывая, что дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение –естественное состояние ребенка, он настроен, познавать мир. Именно это и создает условия для того, что бы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который служит фундаментом развития познавательного интереса.
Детская проблема : Мы часто встречаемся с уникальными свойствами воды в повседневной жизни, но мы ни когда не задумывались, как эти свойства влияют на живую природу. Однажды В. А загадала нам загадку «Что согреет зимой, оживит весной, напоит летом, сохранит осенью», отгадкой была вода. Тогда мы задумались, была бы жизнь на земле, если бы вода не имела своих уникальных свойств.
Цель взрослая: Развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами познавательно - исследовательской деятельности детей.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли свойств воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей.
Детская цель : Расширить знания о свойствах воды ее значении в живой природе.
Задачи:
1. Развивать познавательные навыки детей
2. Научить самостоятельному конструированию своих знаний.
3. Уточнить и расширить представления и знания о воде.
4. Сформировать у детей первичные представленияо свойствах воды, ее значении.
5. Закрепить полученные знания с помощью экспериментальной деятельности, приемов ТРИЗ – морфологическая таблица.
6. Способствовать развитию интереса к научно – исследовательской работе.
7. Подвести к пониманию того, что вода имеет различные свойства.
8. Способствовать развитию творческого воображения, инициативы.
Гипотеза:
Предположим, что если бы вода не имела своих свойств, то не было жизни на земле.
Методы исследования:
• подумать самостоятельно;
• спросить родителей и воспитателя;
• понаблюдать за снегом, льдом, паром.
• провести опыты;
• посмотреть познавательную литературу;
• посмотреть в сети Интернет, посмотреть документальные научные фильмы.
Условия применения:
Подготовительная к школе группа.
Новизна проекта : Использование в проектной деятельности морфологических таблиц.
Результативность проекта :
Средства
Метод проекта – познавательно - исследовательский
Морфологический анализ- морфологическая таблица «Дела воды», «Свойства воды для живой природы».
Решение проблемных ситуаций- свойства воды для живой природы.
Наглядные пособия
Морфологическая таблица «Дела воды», «Свойства воды».
Модель «Вода»
Фотоматериалы «Этапы работы над проектом»
Книжка «Капелька»
Лепбук «Уникальная вода»
Схема «Круговорот воды в природе»
Мини лаборатория: «Цвет, вкус, запах», «Лед», «Заморозь и сохрани», «Испарение воды».
Описание методики
Организация проектной деятельности опирается на модель.
Модель проектной деятельности :
• Копилка
• Картотека
• Модель
• Решение творческих задач
• Презентация
• Выход на новый проект
2 этап – создание копилки
1. Сбор информации о воде ее свойствах и значении в живой природе. Дети сами сформулировали название проекта «Чудесные свойства воды». В группе заработала выставка «Зачем нужна вода», «чудесные превращения воды». Активное участие на данном этапе принимали родители.
2. Были подобраны книги, энциклопедии, информация из интернета, плакаты.
3. Был подобран материал для изготовления атрибутов к сюжетной игре
«Путешествие капельки», «Я ученый», «В лаборатории»
4. Был подобран материал дляизготовление книжки «Капелька», настольно дидактической игры «Пазлы».
4. Приготовлено оборудование к проведению опытов.
5. Привлечение родителей к участию в проекте : помощь подбора научной литературы, поиска информации в сетях интернет, подбор и просмотр научных фильмов о воде, проведение опытов.
3 этап - картотека
На этом этапе проводились:
-Оформили морфологическую таблицу «Дела воды», где дети систематизировали, обобщали знания о воде, ее значение в живой природе;
- Чтение познавательной и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций по теме;
- Просмотр презентации и видеофильма о свойствах воды, ее значении в живой природе;
-Дидактические игры с макетом «Тонет, не тонет», «Какой бывает вода»
- Сюжетная творческая игра с элементами экспериментирования «Мы в лаборатории», «Я ученый»
-Изготовление Лепбука «Чудесница вода»
-Проведение опытов по изучению признаков: вода-лед, вода-снег, вода- пар.
- Создание книжки «Капелька», настольно дидактической игры «Пазлы».
4 этап – модель
Свойство воды :
- Жидкость;
- Лёд;
- Пар;
- Снег.
5 этап - решение творческих задач
Опыты:
- Придали воде цвет, запах, вкус, создавали снег, дождь, пар;
- Провели опыт с испарением «Тучка»;
- Опыт «Теплота под снегом»;
- Опыт «Таянье льда и снега»;
- Опыт «Заморозим, сохраним».
6 этап Презентация
7 этап Выход на новый проект