Инга Варлашова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект :
Группа № 10 «Паруса»
Воспитатель : Варлашова Инга Анатольевна
Место выполнения :
МАДОУ № 5 «МОРЯЧОК» Краснодарский край г. Геленджик
Актуальность:
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Проекты, проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Экспериментирование связано со всеми видами деятельности такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Проблема:
Знакомство с магнитом произошло с игрой «Лабиринт» когда дети взяли держатель «карандаш» и начали двигать по лабиринтам небольшой железный шарик, сначала детей заняла игра, затем им стало интересно как двигается шар по лабиринту не соприкасаясь с держателем «карандашом» притом же держатель и шар были отделены друг от друга прозрачным плотным пластиком.
Цель проекта :
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.
Задачи проекта :
Образовательные
-- Знакомство с понятием «магнит»
- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.
- Развивать познавательную активность, обследовать предмет и экспериментировать с ним - формировать представление о свойствах магнита выявить действия магнитных сил Земли. Развивать мыслительные операции, логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы стремления к самостоятельному познанию и размышлению, активизировать словарь детей.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
- Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, взаимопонимания, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Методы проекта : Игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.
Содержание проектной деятельности.
Этапы и сроки реализации.
2 Недели
1этап. Подготовительный
2этап. Практический
3 этап. Заключительный
1 этап. Подготовительный
1. Знакомство с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.
2. привлечь родителей к подбору тематической художественной и детской литературы;
3. просмотр мультфильмов «Фиксики»
4. пополнение развивающей среды:
5. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. разработка занятий, определение тематики бесед.
2 этап. Практический
1. Ознакомление с природным происхождением магнит.
2. Узнать свойства магнита - опыты с магнитом, игры с магнитной доской, игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
3 этап. Заключительный
1 Создание магнитного театра «Пчела Майя»
2 Изготовления дидактической игры «Притянет не притянет?»
3 Итоговое занятие
Материал и оборудование:
1 большой магнит, маленькие магниты по числу детей, скрепки, булавки, маленькие гвозди, гайки, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная ёмкость, бумага, предметы из дерева, пластмасс, камни, алюминия.
Итоговое занятие
Организационный момент
Идёт деятельность в группе раздаётся звонок скайпа.
Воспитатель:
Ребята нам кто то звонит, вам интересно кто это звонит? Давайте узнаем?
Ответы детей…
Слайд
1 Скайп
2 Видео: обращения Фиксика к детям.
«Здравствуйте ребята, я Фиксик посмотрите, что я обнаружил. Наш профессор сказал, что это магнит, но он забыл сказать зачем он нам нужен. А нам так хочется знать, для чего он нам нужен, где его можно использовать и каковы его свойства» (связь прерывается)
Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь Фиксику?
Ответ детей…
Воспитатель: Ребята, а вы сами знаете, что такое магнит?
Ответ детей…
Воспитатель: А где вам встречался магнит?
Ответ детей…
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю превратиться на время в исследователей и помочь узнать Фиксику о свойствах магнита, вы согласны?
Ответы детей…
Воспитатель: А в этом нам помогут вот эти предметы, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей…
Воспитатель: Тогда возьмите каждый по магниту, и мы сможем с вами показать и рассказать Фиксику свойства магнита.
Воспитатель вместе с детьми обходят группу, подносят магниты к предметам.
Исследования:
Дети проводят магнитом над предметами, пластик и бумага, алюминиевые конструкции мягкие игрушки, карандаши, пуговицы, камни, не притягиваются,а железные детали притягиваются к магнитам. У воспитателя в руках большой магнит, воспитатель обращает внимания детей, что размер магнита играет значения, магнит притягивает больше предметов к себе и примагничивает сильнее.
Воспитатель : Что мы с вами видим?
Ответы детей…
Воспитатель: Мы узнали что, металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту, а алюминиевые, бумага, камни, мягкие игрушки, дерево, пластик не испытывают его притяжения. Так же играет значения какой по размеру магнит.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете сможет ли магнит притянуть предмет, если между ними будет препятствие?
Ответы детей…
Воспитатель: А давайте исследуем?
Ответы детей…
Исследование:
«Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (стеклянные небольшие шарики, песок, крупа, камни, картон, на дно которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Ответы детей…
Воспитатель: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, манки, гороха, а также среди камней, а так же может двигать предметы через картон. Магнит не боится препятствий.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете магнит боится воды?
Ответы детей…
Воспитатель: А хотите проверить?
Ответы детей…
Исследование:
«Сокровища морского дна»
В ёмкость с водой опустим металлические небольшие монеты, булавки, скрепки. Затем надо вести магнит по внешней стороне ёмкости скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Что мы с вами увидели?
Ответы детей…
Воспитатель: Да, магнитная сила проходит через воду и стекло и магнит не боится воды.
Физ-минутка :
Воспитатель:
Ребята наши руки устали давайте с вами немного отдохнём?
Ответы детей…
Воспитатель: Представьте себе, что я магнит, я раздам вам карточки с картинками, на них будет изображения, то что притягивает магнит и не притягивает, это будет как будто ваше имя, на время игры. Кому попадется ключ, кому то пластиковый конструктор и т. д. Я буду проходить мимо каждого из вас, и каждый из вас будет притягиваться ко мне как к магниту или убегать в сторону. (Игра повторяется, с заменой карточек)
Воспитатель: Друзья мои, мы немного отдохнули, хотите ещё продолжить наше исследования?
Ответы детей:
Воспитатель: Смотрите ребята, а как вы думаете магнитные свойства можно передать обычному железу?
Ответы детей…
Воспитатель: А давайте проверим?
Ответы детей…
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки, если они некоторое время побудут в магнитном поле, то и они приобретут свое собственное магнитное поле.
Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить,если просто резко стукнуть предмет.
Воспитатель: Что вы узнали нового?
Ответы детей…
Воспитатель: Да, магнитное поле можно создать искусственно.
Воспитатель: Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект. Что Вам больше всего понравилось?
Ответы детей…
Наводящие вопросы воспитателя:
- Какого цвета магнит?
-Он твёрдый или мягкий?
-Он лёгкий или тяжёлый?
- С каким свойствам магнита вы познакомились?
- Магнит притягивает железные предметы?
- Магнитные силы проходят через разные материалы?
- А через какие материалы притягивает магнит?
- Действует ли магнит на расстоянии?
- Магнит может притягивать через препятствия?
- Играет ли размер магнита в примагничивании?
Ответы детей:
Воспитатель: А кому мы можем об этом рассказать?
Ответы детей…
Воспитатель: Да, нам сегодня звонили Фиксик и он очень ждёт нашего рассказа. А как мы сможем ему об этом рассказать?
Дети:
Воспитатель: Ребята нас сегодня снимали на видео камеру, давайте отправим наше видео Фиксику, и он сможет увидеть и услышать, что примагничивает магнит. Вы согласны?
Ответы детей…
Заключительный этап (Совместная деятельность в режимных моментах) :
Изготовление театра «Пчёлка Майя»;
дидактическая игра «Магнитит, не магнитит».
Список литературы:
1. «Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников» --Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М. : Издательство: Детство-Пресс,2013