Анна Александровна Калёнова
Исследовательский проект «Как сберечь электричество?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект в подготовительной группе
Содержание детско-родительского проекта направлено на формирование у старших дошкольников элементарных представлений об электрическом токе и о том, как ток попадает в дома, а также как используется человеком. Развивая у дошкольников исследовательские и познавательные способности, взрослые формируют бережное отношение к электричеству и навыки безопасного поведения.
Публикация «Исследовательский проект „Как сберечь электричество?“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Методический паспорт проектной деятельности.
Название проекта: «Как сберечь электричество?».
Вид проекта: детско-родительский, исследовательский.
Длительность работы над проектом: 3 недели.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы и их родители.
Проблемное поле формируется на основе детских вопросов «Может ли закончится электрический ток?», «Что такое электричество и откуда оно берётся?» и т. д.
Цель проекта: сформировать у старших дошкольников навыки рационального природопользования на примере использования электроэнергии в быту через элементарную исследовательскую деятельность.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап. Воспитатели уточняют, что старшие дошкольники знают об электрических и осветительных приборах, и об электричестве в частности. Каждый дошкольник отвечает на вопрос: «Что я знаю об электричестве?». После этого педагог создаёт проблемную ситуацию с помощью загадок о лампочке и беседы о том, какие лампочки бывают, где они встречаются и как по-разному светят. Данная деятельность должна вызвать у дошкольников интерес и соответствующий вопрос: «Почему горят лампочки?». Так возникает проблема, которая станет основой для выдвижения гипотез и определения содержания проекта.
Ответы детей на вопрос «Что я хочу узнать?» позволяет педагогам узнать, какая тема интересует каждого ребёнка, и помочь ему на этапе планирования выбрать наиболее посильную и интересующую тему для дальнейших исследований совместно с родителями. Примерные вопросы, которые касаются безопасности и энергосбережения: «Почему нужно опасаться электрического тока?", "Много ли нужно лампочек, чтобы осветить всю нашу планету?», «Когда электрический ток опасен?». Все ответы дошкольников следует записать, после чего педагог определяет содержание образовательно деятельности.
Основной этап. Ребята вместе с педагогом выбирают темы для индивидуальных родительских проектов, далее обсуждают, что можно сделать дома, а что в условиях детского сада, а также как и где найти ответы на интересующие вопросы, к кому можно обратиться за помощью, какие предметы потребуются для исследования, какие принадлежности и оборудование может использоваться для продуктивной деятельности. В итоге могут быть выбраны следующие направления исследований: «Электричество: правила обращения и энергосбережения», «Что такое электричество и как свет попадает к нам в дома?», «Современные электроприборы и что было до них». Следует использовать разные формы образовательной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников.
Дети и воспитатель включаются в поиск ответов на вопросы: «Сколько и каких лампочек в группе?», «Кто из взрослых следит за расходом электроэнергии дома и в детском саду?», «Какие электроприборы есть в детском саду и как они используются?».
Проводиться акция «Берегиня», в ходе которой определяется, насколько рационально в детском саду используется электроэнергия. Для своих исследований дошкольники могут выбрать как групповое помещение, так и другие помещения детского сада. Для фиксации наблюдений используется планшет с условными обозначениями и карточки с изображением электроприборов. Такая практическая деятельность поможет дошкольником самостоятельно сделать вывод о том, что в детском саду электроприборов и лампочек очень много, а, значит, и электроэнергии расходуется большое количество. Отсюда следует вывод, что электричество надо беречь, и тратить его понапрасну не следует.
Также важно продолжать поисково-исследовательскую деятельность за пределами детского сада. Например, ребята наблюдают за освещением улиц города и близлежащих домов в разное время суток; отмечают, сколько и каких лампочек горит в квартире вечером и как при этом электросчётчик считает киловатты. Подводятся итоги наблюдения «Как моя семья бережёт тепло и электричество», в группе проходит совместное обсуждение.
В ходе проекта ребята лепят и рисуют, создают макеты как самостоятельно, так и совместно с педагогами и родителями.
Заключительный этап. Из продуктов детской деятельности оформляется выставка, возможно создание мини-музея «Электричество вокруг нас».
Презентация проекта. Презентация группового и детско-родительских проектов. Во время презентации каждый ребёнок представить и рассказать о полученном результате.