яна синицына
Исследовательская работа «Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли
Название: «День рождение фасоли»
Вид проекта: исследовательско - познавательный проект для детей подготовительной группы.
Продолжительность проекта: долгосрочный (26 февраля – 31 мая)
Участники исследовательской деятельности : дети подготовительной группы, воспитатель.
Актуальность исследовательской деятельности :
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Крупы. Поделки из круп
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Фасоль, горох, бобовые
- Фасоль, горох. Посадка и выращивание
- Темочки
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы).
Объектом исследования является физиологические процессы растения.
Предметом – процесс формирования знаний об этапах жизни растения, факторах, влияющие на его рост
Цель проекта:
• Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
Развивающие:
1. Развивать способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, беседу.
4. Развивать у детей память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• понимание того, что факторы неживой природы оказывают влияние на живой организм;
• формирование практических умений в выращивании культурных растений;
• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- названия факторов внешнего мира, которые влияют на рост и развитие растений;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- этапы жизненного цикла фасоли.
Должны уметь:
- применять технологию выращивания фасоли;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;
- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт исследовательской деятельности :
Выращенная фасоль.
Мини-выставка детских рисунков.
Форма организации проекта:
• Непосредственная образовательная деятельность;
• экспериментальная деятельность;
• наблюдения;
• просмотр фидеофильма;
• трудовая деятельность;
• продуктивная деятельность
Формы и методы реализации проекта:
• мультимедийное оборудование;
• природный материал – сухие и замоченные семена фасоли;
• карандаш, линейка;
• специальная емкость для посадки, земля, лейка, вода.
Основной механизм реализации проекта:
Проведение основной МНОД и ряда наблюдений естественно - научного цикла.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Осуществление проекта начала с того, что омские агрономы попросили нас узнать, как из одного семени фасоли можно получить несколько. Естественно, это очень удивило детей и заинтересовало. Так они получили домашнее задание – решить задачу вместе с родителями. Этим вопросом я подвела детей к поисковой деятельности, сбору информации. Ища совместно с родителями ответы на этот вопрос, дети постепенно пришли к понятию жизнедеятельность растения и ее этапам.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:
• работа воспитателя с детьми;
• работа с родителями
• самостоятельная исследовательская деятельность детей.
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал, видеофильм о прорастании семени и оборудование для исследований.
Моей задачей подвести детей к проблеме исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий. Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению вопросов:
Что необходимо растению для роста?
Какое значение для роста растений играет тепло и солнце?
Всем ли растениям необходима для роста вода, почва?
А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? Можно ли увидеть как растет растение и т. д.
В ходе беседы дети самостоятельно отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования. Огромный интерес у ребят видео фильм о прорастании фасоли, мне пришлось включать его несколько раз – насколько детально всё хотели разглядеть.
Затем дети самостоятельно обсуждали этапы работы, совещались по ходу, замеряли семена сухие и замоченные, делали выводы, изучали проросшие ростки и т. д.
Я на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняла роль консультанта - помогала тем, у кого появлялись трудности в экспериментальной деятельности. В ходе у нас появилась общая тенденция нашей работы : Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?
Через 4 дня, когда появился первый росток, мы смогли утвердительно ответь «Можно ли вырастить фасоль на подоконнике?». А прозрачность нашего оборудование дала возможность наблюдать за циклами жизнедеятельности нашего растения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также просили прочитать родителей книги по овощеводству. Полученные в процессе работы сведения ребята обобщали. Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей, которые помогли детям найти необходимую информацию. Предлагала родителям побеседовать с детьми на темы:
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет, их влияние на рост растения.
- Чем полезны овощи?
- Нужна ли детскому организму фасоль?
- Что можно приготовить из фасоли?
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить фасоль на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы. В конце проекта дети рассказали о проделанной работе, о приобретенных навыках и умений, о своих впечатлениях.
В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения. Часть семян мы предварительно замочили в воде, а другие посадили без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы - сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения. Также мы заметили, что семена, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо - вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит - значит, тепло тоже является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснили тем, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений.
Я отметила, что в ходе исследовательской деятельности дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор. У детей сформировалось умение самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов). А главное, ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.
3. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду : вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2