Татьяна Филиных
Проект «От семени к семени»
▼ Скачать + Заказать документы
От семени к семени
Разведение растений и наблюдение за ними – одно из наиболее любимых занятий не только детей, но и воспитателей. В детских садах выращивают комнатные, огородные, культурные растения. При этом, как правило, выращивание растений не объединено никакими общими задачами. Я предлагаю объединить усилия детей и взрослых в рамках опытно-экспериментальной деятельности «От семени к семени». Он может быть реализован как в зимних садах, теплицах, так и на огородах, клумбах, альпийских горках.
Публикация «Проект „От семени к семени“» размещена в разделах
Образовательные задачи: развитие мышления, воображения детей, их познавательного интереса, умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы, формулировать и обосновывать свою точку зрения; формирование представлений о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
Воспитательные задачи: формирование навыков работы в команде, ухода за растениями; формирование бережного, эмоционального отношения к природе, желания заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Проект включает в себя три этапа – подготовительный, основной и заключительный (обобщающий, его продолжительность 2 месяца с июня по июль.
Подготовительный этап:
1. Беседа: «Что нужно сделать, чтобы вырастить новое растение?» Дети внимательно рассматривают семя кабачка, рисунки и фотографии самого растения, исследуют семя с помощью лупы, трогают, обсуждают от куда оно взялось.
2. Дошкольники пробуют разломать сухую семечку. Почему не получается? Педагог объясняет, что у семени твердая оболочка, и предлагает подумать, для
чего она нужна. Дети изучают поверхность семени – она гладкая, внутри находится мягкое зёрнышко (зародыш).
Основной этап: Воспитатель на глазах детей вскапывает землю, делает лунку, вместе с детьми поливают лунку водой и дети кладут в неё семена кабачка. Затем семена засыпают землёй. Через некоторое время появляется росток и первые листочки. Важно обратить внимание детей на то, что самые первые (нижние) листочки отличаются от остальных; они называются семядоли. Дети поливают растение в течении всего лета.
Вот кабачок вырос, на нём расцвели цветы. Вместе с детьми рассматриваем цветы кабачка: какого цвета, формы, как пахнут. Объяснить, что из этого цветка вырастит кабачок. Дети совместно с воспитателем пропалывают растение, знакомясь с травой – сорняками. Со временем цветки увядают, на месте цветков, которые опылили насекомые, появляются плоды. Плоды становятся всё больше и больше, потом они созревают. Через несколько месяцев работы на нашей грядке вырастает кабачок. Дети разглядывают его форму, размер, цвет, берут на руки, определяя его вес (тяжёлый).
В группе воспитатель на глазах у детей разрезает кабачок пополам и достаёт из него семечки. Дети рассматривают их, вспоминают, что такие же они сажали в землю. Воспитатель подводит детей к выводу, что растение начинает расти из семени, а когда вырастает (созревает, приносит такие, же семена. И всё начинается сначала.
Заключительный этап:
На заключительном этапе проводится обобщающая беседа о семенах, Сначала дети сами вспоминают, что нового они узнали о семенах. Главные идеи беседы: растения вырастают из семян. В нутрии семени есть зародыш – будущее взрослое растение. Он очень нежный, поэтому многие семена покрыты прочными защитными оболочками, природа как будто поместила их в коробочку. От влаги семена тоже защищены, например восковым слоем. Зародыш – главный в семени, все остальные части – как бы его слуги. С помощью взрослых дети могут рассказать о росте растений, за которым проводилось наблюдение: из чего вырастает растение, о его строении, сделать выводы, что для роста ему необходима вода, свет, тепло. Предложить детям нарисовать кабачок и другие овощи, которые они знают, и организовать выставку.