Арина Болотова
Исследовательская работа «Проблемы развития креативности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Введение
В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А. В. Запорожец,
Публикация «Исследовательская работа „Проблемы развития креативности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.
В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как "Развитие" Л. А. Венгера, "Радуга" Т. Н. Дороновой, "Детство" В. И. Логиновой, "Золотой ключик" Г. Г. Кравцова. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению дошкольников с особым потенциалом. Таким образом, проблема развития креативности является наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника.
Анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций.
Задачи исследования:
1. Обосновать теоретическую значимость проблемы креативности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить креативность детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность разработанного комплекса мероприятий, направленного на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие креативности детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при использовании разработанного комплекса мероприятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации творчества, приоритета поисково-исследовательских методов над репродуктивными, отсутствии регламентации деятельности, включения детей в процесс преодоления проблем, поиск нестандартных решений, вариативность творческих заданий.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы проблемы креативности
детей старшего дошкольного возраста
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности творческой личности: необыкновенной напряженностью внимания, огромной впечатлительностью, восприимчивостью. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, работоспособность. Особенности мотивации деятельности наблюдаются в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, творчество как и способность к нему, выраженная понятием креативность, непрерывно развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитие креативности тесно связано с развитием воображения ребенка. Как показывают исследования, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом, откуда следует вывод о необходимости расширять опыт ребенка
Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п. В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Что же считается основным в развитии креативности?
Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и креативность его обречена остаться на самой низкой ступени.
Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
• Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие: плавание, гимнастика, раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
• Вторым важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность
• Третье условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
• Четвертое условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
• Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
• Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Для того, чтобы развивать креативность дошкольника необходимо обогащать его познавательный опыт, активизировать его воображение и развивать креативные формы мышления в разнообразных видах деятельности, которые способствовали бы формированию творческой активности, создавать условия и располагающую для творчества среду. Такое направление в обучении и воспитании дает возможность любому ребенку вырасти мыслящей и креативной личностью
Для определения уровня творческого мышления Вам поможет тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса
А после Вы можете провести несколько игр для развития творческого мышления
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
2. Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.
3. Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
4. Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое. На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.
5. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце -.
утро -.
лампа -.
костер -.
свеча -. Темнота - закрытый, ночной;
ночь -.
вечер -.
пещера -.
6. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
7. Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
• Утром Дима проснулся раньше обычного.
• Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
• Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
8. Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
9. Подумай, что может произойти, если.
". дождь будет идти, не переставая. "
". люди научатся летать, как птицы. "
". собаки начнут разговаривать человеческим голосом. "
". оживут все сказочные герои. "
". из водопроводного крана польется апельсиновый сок. "
10. Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.
11. Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
12. "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
13. Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
14. Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
15. Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.
16. Игра "Теремок". Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
17. "Собери фигурки". Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
18. "Нелепицы". Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
19. Игра "Что на что похоже ". 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на. " и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
20. "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.
21. "Волшебные кляксы ". Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
22. Игра "Словоассоциации". Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
• с хлебобулочными изделиями.
• с созвучными словами: барон, бекон.
• с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.