Оксана Васильева
Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
Публикация «Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
К таким конкретным социально значимым качествам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся:
• ответственность и чувство внутренней свободы,
• чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
• честность и совестливость;
• готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;
• критичность и убежденность;
• наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов;
• доброта и строгость;
• инициативность и дисциплинированность;
• желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
• способность размышлять, взвешивать и воля;
• готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.
В настоящее время отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей : их телесного, психического и духовного здоровья. Еще более неблагополучно наше время для психического и духовного развития ребенка. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения.
Сегодня современные представления о свободе включают в себя такие атрибуты, как деньги, сила, жестокость,вседозволенность, обесценивание человеческой жизни.
Все это вторгается в мир детей, чтобы освободить их от моральных и культурных запретов. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств: способность к состраданию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного внимания, высшие сферы личности дошкольника заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями и мистикой.
Процесс разрушения государства сопровождался целенаправленным раз-рушением системы нравственных ценностей: патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменилось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила место валеологии, стимулирование вольной жизни подростка, осно-ванной на непослушании родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации. Образование становится безличным, цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что ведет к конкретным педагогическим целям: духовно-нравственное воспитание подменяется коммуникативными тренингами и технологиями общения, а общеобразовательная универсальная подготовка – получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности.
Неполноценное, а порой и искаженное духовно-нравственное развитие ребенка является причиной деформаций его социального развития.
Социализацией считают освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия с социумом : ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Хотя процесс социализации и считается стихийным, однако с глубокой древности известно, что он определяется той средой, в которой находится человек. Это знание важно для работы в дошкольных учреждениях, где следует создать максимально благоприятную окружающую духовную, социальную и природную среду.
Процессы воспитания и обучения находятся между собой в тесном взаимо-действии, и одно не может заменить другое. И. А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», - писал Песталоцци. И недаром сложилась народная мудрость: «Не от еды дитя растет, а от радости».
Возрастные закономерности социализации дошкольника
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для нравственного развития: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. До трех лет использование нравственных эталонов является неосознанным. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами.
Ребенок первых трех лет жизни активно осваивает окружающий мир, на ос-нове доверия к близким людям у него формируется важнейшее качество – эмоциональная чувствительность к состояниям близких людей.
Младший и средний дошкольный возраст – 3-5 лет – период, когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем, остро реагирует на порицание. Первая нравственная ориентировка «хорошо – плохо», «нельзя – можно – надо» обеспечивает ребенку конструктивные взаимоотношения с социумом (например, нельзя бить взрослых). После доверия важно сохранить милосердие, так как это человеческое качество, направленное на добро и отвращение от жестокости и зла, является зернышком для рождения доброго и умного сердца ребенка. Без доверия и милосердия не формируется другое нравственное качество – послушание, которое обеспечивает ребенку успешность познания и его безопасность. Стремление к самостоятельности лучше всего направлять не на своеволие, а на самообслуживание. Подражание трудовой деятельности, одобренное взрослыми, - основа трудолюбия, качества, значимого в течение всей жизни человека. В последующие годы прибавляется желание общаться не только со взрослыми, но и сверстниками. Это общение помогает ребенку выйти за границы своего эгоцентризма: кроме самого ребенка есть другие дети, с их желаниями придется считаться, отказываясь от своих.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением. Главным приобретением этого возраста являются любознательность и общительность. Доверие к мнению близких и значимых взрослых и подражание им позволяет принять как норму поведения правдивость. К 6-7 годам про-исходит обобщение конкретных значимых нравственных содержаний. У детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело. Одними из первых дети усваивают нормы и правила бытового поведения, нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми, следование им на практике детям дается с большим трудом.
Довольно рано у детей возникает качество, играющее важную роль в дальнейшей судьбе, - стремление к признанию и одобрению со стороны окружаю-щих людей. Из данного качества при нормальном воспитании вырастают ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоин-ства (самоуважение) и уважение к другим, устремленность, самостоятельность.
Толерантность и правовое воспитание для дошкольника
Дети нуждаются в четких нравственных оценках. Формирование толерантного отношения у дошкольника к нравственным и ненравственным поступкам затрудняет им различать добро и зло, способствует смешению нравственных норм, разрушает ориентиры нравственного поведения. Это может привести к искажению их социально-нравственного развития, к формированию безразличия, жестокости и агрессии.
Правовые нормы как внешнее средство социализации подменяют содержание и цель нравственного воспитания. Известны факты, когда, не имея жизнен-ного опыта, но зная свои права, дети не выполняют нравственные нормы относительно своих близких и окружающих людей. Эгоцентризм находит почву для неуважения, непослушания, безответственности. Свободное раскрытие души ребенка не означает оставление его на произвол судьбы.
Чувство внутренней свободы
Духовная свобода предполагает и духовное созревание. Было бы насмешкой над ребенком, если бы мы во имя свободы перестали помогать ему телесно развиваться в те годы, когда он беспомощен. Таким же извращением понятия свободы является то положение, в котором ребенка оставляют без всякого уча-стия в его жизни, искусственно изолируя от других сторон жизни.
Наблюдая за родителями в МБДОУ, мы отметили, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает. Всё чаще мы слышим из СМИ о том, что в России в 2020 году произошло 116 тяжких преступлений в отношении детей. Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.
Подводя итоги по проблемам социального воспитания в дошкольном учреждении целесообразно обратить внимание на следующие факторы:
- деятельность семьи как социальной системы;
- технологию социального воспитания детей в дошкольном учреждении;
- программы социального развития ребёнка- дошкольника;
- целостность педагогической системы в области социального развития дошкольника.