Получи документы

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста

Оксана Васильева
Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Публикация «Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К таким конкретным социально значимым качествам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся:

• ответственность и чувство внутренней свободы,

• чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

• честность и совестливость;

• готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;

• критичность и убежденность;

• наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов;

• доброта и строгость;

• инициативность и дисциплинированность;

• желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

• способность размышлять, взвешивать и воля;

• готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

В настоящее время отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей : их телесного, психического и духовного здоровья. Еще более неблагополучно наше время для психического и духовного развития ребенка. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения.

Сегодня современные представления о свободе включают в себя такие атрибуты, как деньги, сила, жестокость,вседозволенность, обесценивание человеческой жизни.

Все это вторгается в мир детей, чтобы освободить их от моральных и культурных запретов. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств: способность к состраданию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного внимания, высшие сферы личности дошкольника заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями и мистикой.

Процесс разрушения государства сопровождался целенаправленным раз-рушением системы нравственных ценностей: патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменилось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила место валеологии, стимулирование вольной жизни подростка, осно-ванной на непослушании родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации. Образование становится безличным, цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что ведет к конкретным педагогическим целям: духовно-нравственное воспитание подменяется коммуникативными тренингами и технологиями общения, а общеобразовательная универсальная подготовка – получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности.

Неполноценное, а порой и искаженное духовно-нравственное развитие ребенка является причиной деформаций его социального развития.

Социализацией считают освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия с социумом : ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Хотя процесс социализации и считается стихийным, однако с глубокой древности известно, что он определяется той средой, в которой находится человек. Это знание важно для работы в дошкольных учреждениях, где следует создать максимально благоприятную окружающую духовную, социальную и природную среду.

Процессы воспитания и обучения находятся между собой в тесном взаимо-действии, и одно не может заменить другое. И. А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», - писал Песталоцци. И недаром сложилась народная мудрость: «Не от еды дитя растет, а от радости».

Возрастные закономерности социализации дошкольника

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для нравственного развития: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. До трех лет использование нравственных эталонов является неосознанным. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами.

Ребенок первых трех лет жизни активно осваивает окружающий мир, на ос-нове доверия к близким людям у него формируется важнейшее качество – эмоциональная чувствительность к состояниям близких людей.

Младший и средний дошкольный возраст – 3-5 лет – период, когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем, остро реагирует на порицание. Первая нравственная ориентировка «хорошо – плохо», «нельзя – можно – надо» обеспечивает ребенку конструктивные взаимоотношения с социумом (например, нельзя бить взрослых). После доверия важно сохранить милосердие, так как это человеческое качество, направленное на добро и отвращение от жестокости и зла, является зернышком для рождения доброго и умного сердца ребенка. Без доверия и милосердия не формируется другое нравственное качество – послушание, которое обеспечивает ребенку успешность познания и его безопасность. Стремление к самостоятельности лучше всего направлять не на своеволие, а на самообслуживание. Подражание трудовой деятельности, одобренное взрослыми, - основа трудолюбия, качества, значимого в течение всей жизни человека. В последующие годы прибавляется желание общаться не только со взрослыми, но и сверстниками. Это общение помогает ребенку выйти за границы своего эгоцентризма: кроме самого ребенка есть другие дети, с их желаниями придется считаться, отказываясь от своих.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением. Главным приобретением этого возраста являются любознательность и общительность. Доверие к мнению близких и значимых взрослых и подражание им позволяет принять как норму поведения правдивость. К 6-7 годам про-исходит обобщение конкретных значимых нравственных содержаний. У детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело. Одними из первых дети усваивают нормы и правила бытового поведения, нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми, следование им на практике детям дается с большим трудом.

Довольно рано у детей возникает качество, играющее важную роль в дальнейшей судьбе, - стремление к признанию и одобрению со стороны окружаю-щих людей. Из данного качества при нормальном воспитании вырастают ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоин-ства (самоуважение) и уважение к другим, устремленность, самостоятельность.

Толерантность и правовое воспитание для дошкольника

Дети нуждаются в четких нравственных оценках. Формирование толерантного отношения у дошкольника к нравственным и ненравственным поступкам затрудняет им различать добро и зло, способствует смешению нравственных норм, разрушает ориентиры нравственного поведения. Это может привести к искажению их социально-нравственного развития, к формированию безразличия, жестокости и агрессии.

Правовые нормы как внешнее средство социализации подменяют содержание и цель нравственного воспитания. Известны факты, когда, не имея жизнен-ного опыта, но зная свои права, дети не выполняют нравственные нормы относительно своих близких и окружающих людей. Эгоцентризм находит почву для неуважения, непослушания, безответственности. Свободное раскрытие души ребенка не означает оставление его на произвол судьбы.

Чувство внутренней свободы

Духовная свобода предполагает и духовное созревание. Было бы насмешкой над ребенком, если бы мы во имя свободы перестали помогать ему телесно развиваться в те годы, когда он беспомощен. Таким же извращением понятия свободы является то положение, в котором ребенка оставляют без всякого уча-стия в его жизни, искусственно изолируя от других сторон жизни.

Наблюдая за родителями в МБДОУ, мы отметили, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает. Всё чаще мы слышим из СМИ о том, что в России в 2020 году произошло 116 тяжких преступлений в отношении детей. Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.

Подводя итоги по проблемам социального воспитания в дошкольном учреждении целесообразно обратить внимание на следующие факторы:

- деятельность семьи как социальной системы;

- технологию социального воспитания детей в дошкольном учреждении;

- программы социального развития ребёнка- дошкольника;

- целостность педагогической системы в области социального развития дошкольника.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2021 в 11:27
+206Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД