Ирина Щепетинникова
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство
▼ Скачать + Заказать документы
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство
Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья» поможет определить научный подход к изучению проблемы. Содержание работы:
Введение.
Обоснование актуальности темы, цель, задачи работы, определение объекта, предмета и информационных источников исследования.
Основная часть.
Публикация «Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Раздел 1. Проблема интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательное пространство.
1.1. Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в ДОУ.
1.2. Имеющийся мировой практический опыт как основа положительных достижений внедрения интеграции, его особенности.
1.3. Специфика Российской интеграции как необходимость гуманного отношения к детям дошкольного возраста с ОВЗ.
1.4. Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ.
Раздел 2. Анализ особенностей процесса интеграции в образовательном пространстве ДОУ.
2.1. Цели, задачи, методы и результаты аналитического исследования по проблеме интеграции в дошкольном образовании.
2.2. Модели интеграции с учетом уровня развития ребенка.
2.3. Система работы по организации интегративных процессов в условиях общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности.
2.4. Выявление динамики и анализ эффективности внедрения интегративных подходов.
Раздел 3. Пути решения выявленных проблем интегративного процесса.
3.1. Предложения по организации интеграции в ДОУ на основе проведенной аналитической работы.
3.2. Авторский вклад в решение поставленных задач по интеграции дошкольников с ОВЗ
Заключение.
Важность интеграции в дошкольном учреждении как инновационного процесса в общей системе образования.
Список литературы.
Введение.
Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Если ранее преобладала спонтанная интеграция, или интеграция в единичных случаях, то теперь система образования подошла вплотную к организации интегрированного обучения на разных уровнях.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года определяет права обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача образовательных учреждений - реализация этих прав на практике.
На сегодняшний день в Российской системе образования происходят значительные изменения, направленные на модернизацию, реализацию разных проектов, переход на личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию, начиная с дошкольного образования. Это творческий инновационный поиск, который заставляет стремиться к разработке новых моделей, форм, содержания образовательного процесса и организации образовательной среды по-новому, эффективных технологий для получения каждым ребенком качественного образования и его дальнейшей успешной социализации в школьной жизни и обществе.
Особую тревожность вызывает проблема увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование таких детей предусматривает создание для них специального коррекционно-развивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равные с обычными детьми возможности, в пределах образовательных стандартов, воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Один из значимых приоритетов –реализация потребностей и возможностей детей с ОВЗ, обеспечение им полноценного образования вне зависимости от тяжести нарушения развития. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно получить не только квалифицированную помощь педагогов и специалистов, но и приобрести неоценимый опыт общения со сверстниками как социальную интеграцию.
Актуальность внедрения интеграции в образовательное пространство детей с ОВЗ на современном этапе развития образования обусловлена усилением гуманистических позиций, признанием прав лиц с ОВЗ на совместное существование в социуме, в том числе в образовании, пониманием важности значения индивидуального подхода.
Известно, что проблема интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство изучена не в полной мере, поэтому необходимо определить условия и современные подходы, которые бы обеспечили правильную организацию процесса интеграции таких детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: интеграция детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство групп дошкольных учреждений.
Предмет исследования: особенности интеграции как процесса в условиях современного дошкольного образования.
Цель исследования: изучение возможно правильных подходов к интеграции в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья будет проходить более эффективно, если система внедрения оптимальных моделей интеграции будет оптимально продумана.
Задачи исследования:
1. Изучить необходимую научную литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследование условий интеграции как комплексного инновационного процесса.
3. Провести цикл мероприятий в рамках интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ.
4. Подготовить материалы авторских разработок для интегрированных подходов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Методологические основы исследования:
При рассмотрении данной проблемы опорой послужили принципы интеграции, рассмотренные в источниках зарубежной и отечественной научно-исследовательской литературы авторов: Дж. Лернера, С. Кирка, Л. С. Выготского, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, Е. А. Екжановой.
Теоретико-практические материалы научных разработок, а также опыт экспериментальной работы авторов: Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, И. М. Гилевич, Л. И. Тиграновой, С. Г. Шевченко, А. Н. Коноплевой, Е. А. Стреблевой и др.
Кроме того, изучение нормативно-правовой базы по теме и дополнительное рассмотрение материалов проблемы инклюзивного образования, сопряженной с интеграцией:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г. ;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования,2013 г. ;
Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г. ;
«Декларация о правах инвалидов», 1975 г. ;
«Декларация о правах умственно отсталых лиц», 1971 г.
Саламанская декларация лиц с особыми потребностями, 1994 г.
Хочется обратить внимание на то, что нормы международного гуманитарного права гарантируют право каждому ребенку, в том числе имеющему интеллектуальный недостаток, получить образование в соответствии со специальными государственными программами для обучающихся с отклонениями в развитии, на обучение по индивидуальным учебным планам, учитывающим возможности и способности каждого ребенка. (Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г., ст. 29, «Декларация о правах умственно отсталых лиц», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г.)
В работе использовались следующие методы:
1. Анализ педагогических, психолого-педагогических, социологических, экономических источников по проблеме исследования.
2. Педагогический поэтапный эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный сравнительный этапы)
3. Методы качественного и количественного анализа обработки результатов.
4. Сравнительный анализ, обзор статистических данных.
5. Метод оптимизации профессионального потенциала для авторских разработок.