Наталья Козлова
Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников».
Цель исследования :
Определить результативность применения арт-терапии в коррекции и развития психо-эмоциональной сферы ребё нка-дошкольника.
Задачи исследования :
Публикация «Исследовательская работа „Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
1. Повысить качество воспитательно-развивающего процесса по направлению «Художественное творчество» и социализации детей с отклонениями в психо-эмоциональной сфере.
2. Корректировать и развивать эмоциональные проявления.
3. Формировать полисенсорный образ окружающего мира.
4. Формировать и развивать творческий потенциал дошкольника.
5. Создавать условия для оздоровления детского организма.
Объект исследования :
Воспитательно-развивающее поле ребё нка-дошкольника.
Предмет исследования : влияние технологии изотерапии на развитие психо-эмоциональной сферы ребё нка-дошкольника.
Автор исследовательской работы : педагог-психолог Козлова Н. С.
Актуальность проблемы:
В связи с происходящими изменениями в культурной, нравственной и экономической жизни современного российского общества кроме новых возможностей возникают и новые проблемы в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, умело использовать накопленный опыт педагогической науки.
Научное обоснование темы:
Изотерапия - терапия изобразительным искусством. Это не создание произведений искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
На предварительном этапе исследовательской работы я определила цели и задачи, составила примерную модель деятельности, изучила литературу по данной теме, выбрала методы исследования : педагогические, психологические, статистические.
На втором «реализаторском» этапе работы составила перспективный план по арт-терапии с периодичностью одного занятия в неделю. Подобрала наглядный, дидактический материал
Совместно воспитателями групп определили детей, которые нуждаются в коррекции и развитии эмоциональных проявлений. Провела диагностику детей по цветовым предпочтениям (методика М. Люшера, «Особенности межличностных отношений» Рене Жиля. Составила с помощью педагогов индивидуальный маршрут развития на каждого ребенка.
Разработала алгоритм проведения занятия по арт-терапии, который в процессе работы постоянно совершенствуется, с учётом современных ИКТ и педагогических требований к коррекционно-развивающему процессу в ДОУ.
Для исследовательской деятельности формировалась группа в количестве не более 10 детей. Особенностью занятий по изотерапии является то, что ребенку предоставляется на выбор разнообразные материалы, дети должны работать быстро. При работе с изобразительными материалами ребенку предлагается для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Алгоритм занятия по изотерапии.
№ Этапы занятия Образовательная область
1. Организационный этап
дыхательная гимнастика здоровье
2. Первый этап (свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание) познание
коммуникация
3. Второй этап (процесс творческий работы – создание феномена, визуальное представление) художественное творчество
4. Третий этап (дистанцирование, процесс рассматривание) познание
5. Четвертый этап (вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы) социализация, коммуникация
На занятиях изотерапии царит атмосфера доброжелательности, терпимости, любви. Дети очень любят эти занятия и посещают их с большим желанием. Каждый ребёнок проходит свой путь, и все его победы и успехи отмечаются педагогом и товарищами. Постепенно формируются навыки общения в коллективе. Дети учатся уважать чужое мнение, повышается самооценка. Каждый ребёнок имеет возможность проявить и развить творческий потенциал. В конце курса изотерапии совместно с педагогом-психологом поводится мониторинг результативности исследовательской работы. Положительная результативность очевидна: к концу курса изотерапии дети становятся более уверенными в себе, умеют общаться друг с другом, понимать свои и чужие эмоции, решать возникающие эмоциональные проблемы. У детей обогащается и активизируется словарь, расширяются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение и эмоциональное сопереживание музыки.
Для того чтобы добиться желаемых результатов, необходимо учитывать личность педагога-музыканта, его заинтересованность в данном виде исследовательской работы, творческое вдохновение. Необходимо учитывать наличие таких качеств как любовь к детям, толерантность, выдержка и спокойствие, умение организовать детский коллектив и повести к достижению цели.
Мониторинг
результатов исследовательской работы
«Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников».
2015-2016 учебный год (7 детей).
Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы
в личностно-
социальных отношениях,
гиперактивность
66,7% - начало уч. года
(6 детей)
33,3% - конец уч. года
(3 реб.) 77,8% - начало уч. года
(7 детей)
55,6% - конец уч. года
(5 детей) 100% - начало уч. года
(9 детей)
66,7% - конец уч. года
(6 детей)
2016 - 2017 учебный год (9 детей).
Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы
в личностно-
социальных отношениях,
гиперактивность
60% - начало уч. года
(6 детей)
30% - конец уч. года
(3 реб.) 90% - начало уч. года
(9 детей)
50% - конец уч. года
(5 детей) 100% - начало уч. года
(10 детей)
60% - конец уч. года
(6 детей)
2017 – 2018учебный год (7 детей).
Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы
в личностно-социальных отношениях,
гиперактивность
50% - начало уч. года
(4 реб.)
25% - конец уч. года
(2 реб.) 87,5% - начало уч. года
(7 детей)
50% - конец уч. года
(4 реб.) 100% - начало уч. года
(8 детей)
50% - конец уч. года
(4 реб.)
Вывод: По результатам мониторинга наблюдается позитивная динамика коррекции и развития психо-эмоциональной сферы, положительные результаты в развитии эмоционального сопереживания музыки дошкольниками.