МААМ-картинки

Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»

Наталья Козлова
Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская работа.

Тема: «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников».

Цель исследования :

Определить результативность применения арт-терапии в коррекции и развития психо-эмоциональной сферы ребё нка-дошкольника.

Задачи исследования :

Публикация «Исследовательская работа „Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников“» размещена в разделах

1. Повысить качество воспитательно-развивающего процесса по направлению «Художественное творчество» и социализации детей с отклонениями в психо-эмоциональной сфере.

2. Корректировать и развивать эмоциональные проявления.

3. Формировать полисенсорный образ окружающего мира.

4. Формировать и развивать творческий потенциал дошкольника.

5. Создавать условия для оздоровления детского организма.

Объект исследования :

Воспитательно-развивающее поле ребё нка-дошкольника.

Предмет исследования : влияние технологии изотерапии на развитие психо-эмоциональной сферы ребё нка-дошкольника.

Автор исследовательской работы : педагог-психолог Козлова Н. С.

Актуальность проблемы:

В связи с происходящими изменениями в культурной, нравственной и экономической жизни современного российского общества кроме новых возможностей возникают и новые проблемы в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, умело использовать накопленный опыт педагогической науки.

Научное обоснование темы:

Изотерапия - терапия изобразительным искусством. Это не создание произведений искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

На предварительном этапе исследовательской работы я определила цели и задачи, составила примерную модель деятельности, изучила литературу по данной теме, выбрала методы исследования : педагогические, психологические, статистические.

На втором «реализаторском» этапе работы составила перспективный план по арт-терапии с периодичностью одного занятия в неделю. Подобрала наглядный, дидактический материал

Совместно воспитателями групп определили детей, которые нуждаются в коррекции и развитии эмоциональных проявлений. Провела диагностику детей по цветовым предпочтениям (методика М. Люшера, «Особенности межличностных отношений» Рене Жиля. Составила с помощью педагогов индивидуальный маршрут развития на каждого ребенка.

Разработала алгоритм проведения занятия по арт-терапии, который в процессе работы постоянно совершенствуется, с учётом современных ИКТ и педагогических требований к коррекционно-развивающему процессу в ДОУ.

Для исследовательской деятельности формировалась группа в количестве не более 10 детей. Особенностью занятий по изотерапии является то, что ребенку предоставляется на выбор разнообразные материалы, дети должны работать быстро. При работе с изобразительными материалами ребенку предлагается для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Алгоритм занятия по изотерапии.

№ Этапы занятия Образовательная область

1. Организационный этап

дыхательная гимнастика здоровье

2. Первый этап (свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание) познание

коммуникация

3. Второй этап (процесс творческий работы – создание феномена, визуальное представление) художественное творчество

4. Третий этап (дистанцирование, процесс рассматривание) познание

5. Четвертый этап (вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы) социализация, коммуникация

На занятиях изотерапии царит атмосфера доброжелательности, терпимости, любви. Дети очень любят эти занятия и посещают их с большим желанием. Каждый ребёнок проходит свой путь, и все его победы и успехи отмечаются педагогом и товарищами. Постепенно формируются навыки общения в коллективе. Дети учатся уважать чужое мнение, повышается самооценка. Каждый ребёнок имеет возможность проявить и развить творческий потенциал. В конце курса изотерапии совместно с педагогом-психологом поводится мониторинг результативности исследовательской работы. Положительная результативность очевидна: к концу курса изотерапии дети становятся более уверенными в себе, умеют общаться друг с другом, понимать свои и чужие эмоции, решать возникающие эмоциональные проблемы. У детей обогащается и активизируется словарь, расширяются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение и эмоциональное сопереживание музыки.

Для того чтобы добиться желаемых результатов, необходимо учитывать личность педагога-музыканта, его заинтересованность в данном виде исследовательской работы, творческое вдохновение. Необходимо учитывать наличие таких качеств как любовь к детям, толерантность, выдержка и спокойствие, умение организовать детский коллектив и повести к достижению цели.

Мониторинг

результатов исследовательской работы

«Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников».

2015-2016 учебный год (7 детей).

Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы

в личностно-

социальных отношениях,

гиперактивность

66,7% - начало уч. года

(6 детей)

33,3% - конец уч. года

(3 реб.) 77,8% - начало уч. года

(7 детей)

55,6% - конец уч. года

(5 детей) 100% - начало уч. года

(9 детей)

66,7% - конец уч. года

(6 детей)

2016 - 2017 учебный год (9 детей).

Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы

в личностно-

социальных отношениях,

гиперактивность

60% - начало уч. года

(6 детей)

30% - конец уч. года

(3 реб.) 90% - начало уч. года

(9 детей)

50% - конец уч. года

(5 детей) 100% - начало уч. года

(10 детей)

60% - конец уч. года

(6 детей)

2017 – 2018учебный год (7 детей).

Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы

в личностно-социальных отношениях,

гиперактивность

50% - начало уч. года

(4 реб.)

25% - конец уч. года

(2 реб.) 87,5% - начало уч. года

(7 детей)

50% - конец уч. года

(4 реб.) 100% - начало уч. года

(8 детей)

50% - конец уч. года

(4 реб.)

Вывод: По результатам мониторинга наблюдается позитивная динамика коррекции и развития психо-эмоциональной сферы, положительные результаты в развитии эмоционального сопереживания музыки дошкольниками.

Публикации по теме:

Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста Введение Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Мастер-класс для родителей «Возможности песочной терапии в развитии эмоциональной сферы» «Возможности песочной терапии в развитии эмоциональной сферы» Цель: Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольниковДидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. Анна Климова. Важную роль в полноценном развитии личности ребёнка.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций»Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций» "Кубик эмоций" - это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В ходе игры дети закрепляют знания различных эмоциональных.

Использование инновационных технологий в работе логопеда по коррекции социально-эмоциональной сферы В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Мое настроение» Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Конспект занятия педагога-психолога. «Мое настроение» Цели: 1. Закрепление знаний детей об.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Рекомендации родителям и воспитателям по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой речевого развития Рекомендации родителям и воспитателям по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой речевого развития Эмоциональная сфера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 10:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козлова (УИ 85749) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД