Макaева Я Д
Управление конфликтом в педагогическом коллективе средствами медиации
▼ Скачать + Заказать документы
Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом,практически ко всем видам конфликтов от семейных - до коммерческих. Общемировая статистика отмечает,что 60-70% случаев применения процедуры медиации завершается решением конфликтов на 89% добровольно.
Для начала разберем,что такое медиация (лат. mediare - посредничать) - определенный вид переговоров, где человек не имеющий отношения к конфликтующим и к конфликту помогает сторонам прийти к взаимовыгодному согласию и решению. Медиация используется почти во всех сферах деятельности, в праве, в работе психологов, в воспитательной работе в образовательных учреждениях. Так с древних времен использовали посредников для разрешения споров в торговле. Первоначальный метод медиации - интервенция в конфликт или спорную ситуацию. Существенное различие между медиацией и другими видами посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта). В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию. Это помогает заключать сторонам любое соглашение в соответствии с нормативными рамками, регулирующими предмет спора, поэтому согласительная процедура может включать в себя консультативный аспект. В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора. Простыми словами позиция сотрудничества - это и есть медиация. Зачем нужна медиация?
Практика показывает, что служба медиации позволяет:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций
- повысить эффективность ведения профилактической работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения участников образовательного процесса.
В наше время медиация является современной технологией управления конфликтными ситуациями.
В современном мире конфликты стали частым явлением. Они возникают при любых жизненных условиях в разный период. Иногда случайные конфликты могут возникнуть из маленького недопонимания или недосказанности, и разницы во взглядах даже между взрослыми педагогами и родителями. Таким образом становиться сложнее придти к единому решению,и конфликт разрастается.
В процессе посредничества или обидчик или жертва (конфликтующие) назначают встречу для переговоров,а медиатор выступающий в качестве посредника в урегулировании конфликта помогает разрешить ситуацию.
Принципы медиации :
- Добровольность (в медиации все происходит только с согласия сторон, принцип добровольности распространяется и на медиатора, он может остановить процедуру увидев что конфликтующие не готовы договориться)
- Конфиденциальность (специалист исполняющий роль медиатора обязуется не разглашать сведения полученные в ходе программ. Исключением является информация о готовящемся преступлении.
- Сотрудничество и равноправие сторон (данный принцип утверждает равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои интересы и точку зрения, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права время и внимание медиатора.
- Беспристрастность и независимость медиатора (специалисты службы примирения не встают ни на чью сторону участников конфликта. Медиаторы являются независимыми посредниками помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.
Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Универсальных стратегий в решениях медиатора нет, и мысль,что жесткие переговоры в котором стороны стремятся добиться максимально выгодных условий, часто используя давление, ультиматумы принципиальные правило и минимальные уступки ушли. И есть соглашения с быстрым решением, путем избегания конфликта одной из сторон, более слабой. За счет уступок своих интересов и сохранения доброжелательных отношений между конфликтующими, это история кажется ограниченно применимой, потому,что в жизни бывает всякое. Но с другой стороны тенденция, что называется жесткими переговорами то есть продавить свою точку зрения не оглядываясь на интересы оппонента, это вещи которые становятся менее актуальными в нашей жизни,без условно этого по прежнему много, но такие переговоры становятся все более и более проигрышными,потому мы смотрим на то как развивается мир, смотрим какие компании, смотрим какие люди успешны и очевидно,что в первую очередь это люди которые умеют договариваться. Которые умеют налаживать коммуникацию потому, что в современном мире без взаимодействия не возможно находить реально эффективные сценарии решения конфликтов, возникающих проблем. Будучи медиатором человек ориентирован все же на стратегии которые связаны с договором а не на стратегии который обеспечивает более выгодный результат, особенно в сложных конфликтных ситуациях.
Несколько идей наиболее просты в решении конфликтов которыми люди часто пренебрегают хоть и простота иногда обманчива, оставляя их вне сферы своего внимания. Приведем небольшой пример - в гос учреждение был направлен медиатор,для обучения. В ходе своей работы он предлагал работникам решение некоторых конфликтов, на что работники реагировали не очень отзывчиво, говоря что поставленный вопрос не имеет решения т. к. это выдуманный конфликт, и к реальной жизни не имеют никакого отношения. Далее медиатор предлагает сделать упражнение на что работники снова реагируют не доброжелательно, отмечая что они взрослые люди а данные упражнения на уровне детского сада. Первое решение которое предпринял медиатор,это поставил себя на место своих учеников, чтобы понять почему это с ними происходит и откуда это упорное сопротивление, не желание работать. Происходит изменение внутреннего отношения к происходящему это первый шаг, но дело в том что этого не достаточно потому,что люди смотрят на тебя и у них нет никакого представления,что с тобой на самом деле. Медиатор понимает, что как то нужно выразить свое внутреннее отношение к ним учитывая, что традиционная модель отношения учеников к спикеру (учителю, педагогу) это модель сверху вниз. На ожидаемую реакцию учеников жестких переговоров, медиатор просто передает свои мысли, объясняя это пониманием того,что их основная работа стоит и накапливается и выходные дни они проведут не с семьей или на отдыхе, а на работе. С человеческой точки зрения это понятная ситуация, то есть если принятие это изменение внутреннего отношения, то сочувствие - внешнее проявление изменения твоего отношения,оно является вторым решением. К сожалению люди воспринимают сочувствие как слабость,думая что проявляя сочувствие человек поддался - это является ошибкой. Есть теория одной малоизвестной английской писательницы и она говорила, что жесткая стратегия поведения связанная с подавлением чужих интересов и преследованием исключительно своих собственных она назвала ее «старший - major» и стратегию которую чаще всего избирает другой человек это стратегия «младшего» не эффективны и она предлагает идею введя новое слово «равенство» и оно подразумевает равный учет своих интересов и интересов другого человека. И говоря о сочувствии предполагается искреннее и равное отношение, то есть когда ты высказываешь сочувствие по отношению к другому человеку, это не означает что ты отказываешься от своих чувств, здесь идет речь об искреннем сочувствии другому, приняв то что с ним происходит искренне заявив ему и о своих интересах. В итоге последние дни обучения прошли на отлично, исчезла преграда, просто договорившись что если объективная реальность такова,что медиатор должен быть в учреждении и работники учреждения должны присутствовать на лекциях, и нет возможности изменить данную реальность,то можно постараться извлечь максимум из этой ситуации где медиатор не враг и не видит врагов в работниках.
Рекомендуемые стратегии медиатора состоящие из пяти шагов:
1. Верить в то,что в любом человеке всегда есть позитивные мотивы и никто не делает ничего,чтобы причинить вред другому человеку;
2. Доверять людям в их решениях в отношении себя,если даже ты не согласен с его решением;
3. Сочувствие — уметь сочувствовать;
4. Быть искренним;
5. Быть искренним но быть на равных.
Каждый родитель хочет видеть своих детей самостоятельными,успешными и счастливыми. Когда случаются недопонимания, споры, разрываются связи и отношения, совершаются правонарушения. Большее количество родителей пытаются решить конфликт жесткими переговорами путем угрозы, или применяя силовые методы. Но есть более эффективный метод,где человек учитывает свои интересы и интересы собеседника. То же относится и к директорам учреждений по отношению к своим подчиненным. Ребенок большую часть времени проводит в саду, школе, поэтому отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Если за время обучения подросток (ребенок) не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, то он совершает правонарушения, вступает в конфликты. Недопонимания в образовательных учреждениях как и в обществе в целом, были, есть и будут. При этом чаще взрослые вмешиваются в споры или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к другим детям. Сам спор может быть и не так ужасен, если он не переходит в ссору, драку, насилие, разрыв отношений, если не происходит втягивание в конфликт других людей.
Задачи:
• Проведение примирительных программ;
• Обучение детей методам урегулирования конфликтов;
• Создание альтернативного пути разрешения конфликта;
• Улучшение взаимоотношений среди взрослых;
Цели медиации в образовательных учреждениях:
• Решения конфликтов силами образовательного учреждения;
• Профилактика способности адаптироваться к условиям социума;
• Это создание благоприятной и безопасной среды, для развития личности с активной гражданской позицией, которая умеет принимать решения и отвечать за свои поступки;
• Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной медиативном мировоззрении, где истиной является ценность человеческой жизни, неповторимость каждой отдельной личности, уважение права другого человека ;
• У конфликтующих сторон должен быть шанс разрешить все самостоятельно;
• Улучшение качества жизни всех участников учебно — воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении,открытости,доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей,так и между взрослыми.
Медиация это вызов для нас, педагогов и людей. Мы в медиации должны структурировать разговор без того, чтобы определять его содержание; вовлекаемся всеми своими силами, но без ожидания, что обязательно должно быть найдено решение; мы вступаем со спорящими в близкий межчеловеческий контакт, но без того, чтобы подойти слишком близко; мы доверяем самим участникам принимать решение, не регламентируя, когда и к какому соглашению они захотят прийти. Это действительно напряженный процесс, который во многом не совпадает с распространенными нормальными рамками педагогического процесса.
Руководителю в первую очередь необходимы навыки медиативного подхода для нормализации межличностных отношений в коллективе так как он является примером в образовательном учреждением. Использование медиативных технологий в управленческой деятельности способствует повышению профессиональной компетентности сотрудников детского сада в вопросах бесконфликтного общения. Таким образом, можно сделать вывод, метод медиации – это определенный вид переговоров, наиболее эффективно позволяющий предотвращать и разрешать конфликты и споры, создавать безопасную среду в дошкольном образовательном учреждении. Медиация - это способ, которым должны владеть все субъекты дошкольной образовательной организации.
Этапы медиации :
- желание решить конфликт без суда;
- консультация и выбор медиатора;
- соглашение о применении медиации;
- переговоры (медиативные сессии);
- выработка взаимноприемлемного варианта решения конфликта;
- подписание медиативного соглашения;
- исполнение медиативного соглашения.