Ксения Пак
Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ.
Автор: Пак Ксения Владимировна
Организация: МБДОУ № 26 г. Южно-Сахалинска
Населенный пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
На сегодняшний день актуальность проблемы развития эмоциональной сферы дошкольноков выходит на первый план. Сегодня жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Публикация «Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Почти все основные свойства и личностные качества человека закладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появится раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста. С психологической точки зрения становление базовых свойств личности в дошкольном возрасте необычайно важно, так как приобретение ребенком навыков в этом возрасте способствует развитию самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.
Советские психологи, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и другие, показали, что так называемые высшие психические функции осуществляются с помощью усваиваемых ребенком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется под влиянием обучения и воспитания. «Потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия».
Исторический анализ также убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.
Метод арт-терапии, на мой взгляд, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе, как средство гармонизации и развития психики человека. Арт-терапия основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. При использовании метода арт-терапии, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Важно отметить, что применяя метод арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы дошкольников, можно уверенно ориентироваться на следущие результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов.
- снижение эмоциональной тревожности.
- повышение самооценки.
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства,
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым.
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Так же, применение метода арт-терапии отвечает основным целям и задачам деятельности педагога-психолога в ДОУ:
- формированию психологического здоровья детей;
- психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста;
- психологической поддержке и сопровождению детей дошкольного возраста;
- исправлению отклонений в личностно-эмоциональном развитии ребенка на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала ребенка;
- привлечению детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.
Таким образом, примениние метода арт-терапии в нынешних условиях реализации ФГОС в ДОУ является актуальной, эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников
Список литературы.
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. М. Бетенски; Пер. с англ. М. Злотник. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М. : Просвещение, 1968.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Просвещение, 1996.
5. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. – М. : Просвещение, 1985.
6. Зеньковский В. В. Психология детства. – М. : Академия, 1995.
7. Копытин А. И. ,Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. -М. :”Когито-Центр”, 2014.
8. Лебедева Л. Д. Практика арт- терапии : подходы, диагностика, система занятий.
9. Собкин В. С., Скобельницина К. Н., Иванова А. И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып. XXIX. – М. : Институт социологии образования РАО, 2013.