Татьяна Домашкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочный мир Г. Х. Андерсена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной к школе группе
Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству.
Задачи:
- учить узнавать на слух знакомые сказки, устанавливать соотношение иллюстраций с названием сказки, продолжать знакомить со значением непонятных слов, используя толковый словарь;
- развивать творческие способности в коллективной работе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в микрогруппах.
Предварительная работа:
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чтение произведений Г. Х. Андерсена: «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво», «Снежная королева», «Дикие лебеди».
Материалы и оборудование: бейджи с изображением персонажей: Дюймовочка, Гадкий утенок, Ласточка; иллюстрации и подписи к сказкам Г. Х. Андерсена; буквенные лабиринты; аудиозапись с фрагментами сказок «Гадкий утенок», «Дюймовочка»; толковый словарь С. И. Ожегова, заготовки с толкованием слов «эльф», «сказочник», «огниво», фоновый коллаж к сказкам «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Снежная королева»; герои к названным сказкам представлены в двух вариантах: цветной вариант – вырезать и наклеить, черно-белый контур- раскрасить и наклеить; ножницы, клей, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Мотивация и сообщение темы
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы все любите сказки. И сегодня хочу пригласить вас в сказочную страну. Однако, чтобы попасть туда, нам нужны пригласительные билеты. Где их взять? Они у меня есть, и с удовольствием вам их дам, только ответьте на несколько вопросов.
• Героям каких сказок помогали животные? (Старику-Золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; Иванушке – Конек-горбунок из сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»; Иванушке- Сивка-бурка из одноименной сказки.)
• Какие волшебные предметы из сказок вы знаете? (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, молодильные яблоки, яблоня и др.)
• В какой сказке героиня получила в награду кусок льда? (ленивица из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».)
-Теперь имея пригласительные билеты, мы можем перенестись в сказочную страну.
2. Основная часть.
2.1 Просматривание иллюстраций к сказкам.
Под песню «В гостях у сказки» дети входят в соседнее помещение. На стене развешаны иллюстрации к сказкам Андерсена. Под каждой название сказки, но оно не соответствует содержанию. Возможно, дети сразу укажут на несоответствие иллюстрации и подписи.
- Как неправильно? Вы в этом уверены? А что же нам делать?
Дети, при помощи воспитателя, читают название сказок и распределяют подписи под соответствующими иллюстрациями.
2.2 Работа с кроссвордами.
Воспитатель: Посмотрите, а здесь лежат какие-то зашифрованные послания. Попробуем их разгадать? Хочу вам напомнить, что слова в кроссворде могут располагаться сверху вниз, справа налево и могут изменять свое направление.
Дети разгадывают кроссворды. Зашифрованы слова: огниво, Дюймовочка, свинопас.
-Что это за слова? (Названия сказок.)
Так куда же мы с вами попали, кто же автор всех этих замечательных сказок? (Андерсен.)
2.3 Знакомство с биографией писателя.
-Давайте пройдем в нашу портретную галерею и найдем портрет писателя.
Если дети испытывают затруднения, воспитатель им подсказывает.
Писатель Г. Х Андерсен родился и жил в Дании, в семье сапожника, он был единственным ребенком в семье. Отец читал ему сказки, делал игрушки и рисовал картинки. Когда Андерсен был маленький, он уже тогда сочинял сказочные истории и рассказывал их своему коту Карлу. А когда вырос – стал записывать свои сказки, и тогда взрослые их читали своим детям. Перечитывая сказки, мне попались следующие непонятные слова: сказочник, эльф, огниво.
Где мы можем узнать их значения? (В толковом словаре.)
Слова и их значения распечатаны на отдельных листах. Каждая группа детей должна прочитать и объяснить другим значение слова. (Воспитатель помогает прочитать при необходимости)
2.4 Игра малой подвижности.
Далее проводится подвижная игра «Море волнуется» (море волнуется-три, сказку послушай, присядь и замри)
Дети слушают отрывки из сказок «Гадкий утенок» и «Дюймовочка» по окончании говорят название сказки.
2.5. Практическая работа
Звучит тревожная музыка
Воспитатель: А что это значит? Что это за звуки? Неужели опять кто-то проник в сказки и чинит там беспорядок? (Показывает сюжетный плакат)
Так и есть. Кто-то похитил из сказок главных героев. Что же нам делать? А из каких сказок пропали герои? Посмотрите сюда, вот куда их спрятали; герои грустят, скучают (Воспитатель предлагает выбрать героя и вернуть его в сказку.)
Дети выполняют практическую работу с фигурками главных героев сказки: цветной вариант – вырезать и наклеить, черно-белый контур- раскрасить и наклеить
3. Заключительная часть. Анализ занятия.
На этом наше путешествие заканчивается. Скажите пожалуйста, вам понравилось? Где мы с вами побывали? Что нового узнали? Что вас удивило? Что интересного было?
Далее вспоминается ход занятия и подводится итог.
Итог: Молодцы, вы все справились с поставленной задачей! Я уверена, что наши герои будут очень рады, что оказались на своих местах, в своих любимых сказках.