Елена
Консультация для родителей о правильном обращении взрослого с ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад № 28 г. Благовещенска», Амурской области воспитатель Мельникова Елена Валентиновна
Консультация для родителей
Тема: «Простые истины» о правильном обращении взрослого с ребёнком.
Ребёнок, которого правильно воспитывают, всегда весел, деятелен, легко и охотно подчиняются требованиям взрослого. И наоборот, при неправильном воспитании, он обычно бывает очень беспокойным, часто и подолгу плачет, капризничает, не слушается взрослых.
Навыки правильного поведения не возникают у ребёнка сами по себе. Их надо воспитывать с первых месяцев жизни. Развивая и закрепляя в течении последующих лет. Требование к ребёнку со стороны взрослых должны быть совершенно одинаковыми. Нельзя такого положения, как один взрослый запрещает, а другой разрешает. При таком поведении взрослых, ребёнок с трудом понимает, что «можно», а чего «нельзя». Он будет всякий раз настойчиво добиваться, чтобы ему дали то, чего он хочет, будет расти капризным.
Обращение взрослых с ребёнком. Должно быть спокойным, ласковым, но в тех случаях, когда ребёнок ведёт себя неправильно, надо показывать своё недовольство его поведением. В таких случаях разговаривать с ребёнком нужно строго и требовательно. Однако резкие окрики, упрёки, грубые слова, угрозы неуместны.
А что же делать, если дети игнорируют наши требование? А они просто знают, что пока взрослые говорят спокойно, можно не подчиняться, ничего не приятного не случиться. Но когда переходят на крик, надо выполнят, иначе есть реальная угроза наказания.
Как добиться чтобы требования выполнялись с первого слова? Например: Малыша попросили убрать игрушки, а он позабыл или проигнорировал. Что ж, какое то время этих игрушек он не увидит.
Когда ребёнок что-нибудь просит у взрослого, нужно внимательно относиться к просьбе, и если она выполнима, удовлетворить его. Просьбы следует удовлетворять сразу, не доводя ребёнка отказами до крика и слёз. Ребёнок будет убеждаться, что ему идут навстречу, выполняют его просьбы, и это будет способствовать установлению правильных хороших взаимоотношений ребёнка с взрослыми.
В тех случаях, когда ребёнок просит то, что ему дать нельзя, надо спокойным, твёрдым тоном отказать ему в выполнении этой просьбы и тут же предложить, что ни будь другое, не менее для него интересное. Если все члены семьи и воспитатели будут действовать одинаково, то ребёнок приучиться подчиняться запрещению взрослого.
Очень большую ошибку делают взрослые, когда сначала откажут ребенку, в чем либо, а затем уступают его слезам и капризам. Этим путём они приучают ребенка, во что бы то ни стало добиваться удовлетворения каждого каприза. Наоборот, надо приучать ребёнка выражать свои просьбы и желания спокойно. Если ребёнок просит что ни будь плаксивым или требовательным тоном, взрослые должны потрудиться то есть не реагировать на плачь, требуйте, что бы вам объяснили в чём дело. Скажите, что вы не понимаете плачущий голос, а тем более истерический крик. Внимательно выслушайте малыша. Если просьба оправдана или безвредна, выполните её. Если ребёнок убедиться, что плачь не помогает, то быстро перестанет прибегать к нему.
Никогда не следует давать ребёнку такие обещания, которые не будут выполнены взрослым. Это подрывает авторитет родителей, воспитателей, дети перестают им верить. Родители, взрослые должны быт при детях сдержанными, спокойными. Иногда окрики, выговоры, наказания бывают совсем не обоснованными и являются результатом раздражительного состояния взрослого, не умеющего владеть собой. Даже маленькие дети хорошо понимают несправедливость такого отношения к себе и отвечают на него грубостью или непослушанием. Если такие необоснованные придирки повторяются слишком часто, то это не только усиливает нервность ребёнка, ухудшает его характер, но иногда непоправимо портит отношения ребёнка с родителями, воспитателями.
Очень вредно отражается на ребёнка, запугивание его, даже в шутку. Например: «Вот погоди, не будешь слушаться, позову полицейского». В результате такого запугивания, ребёнок начинает бояться людей в полицейской форме. У него развивается чувство страха, неблагоприятно действующее на нервную систему, ребёнок становиться настороженным, пугливым. Страх, испуг – тяжелое переживание для ребёнка. Последствиями страха, запугивания иногда является заикание, ночное недержание мочи, плохой сон, боязнь темноты, тех или иных людей.
Порой мы взрослые становимся в тупик, какая то малость, вызывает у ребёнка бурную радость или сильное огорчение. А всё из-за незрелости нервной системы. Чувства ещё не «тормозятся». Поэтому у детей «радость до небес», и «горе до земли». Если у малыша неприятность, посочувствуйте ему. Слова «пустяки, ерунда, не обращай внимание» - могут оказаться преждевременными. у детей другие мерки. Малыш решит, что вы его не понимаете, и обида или страх лишь усилится.
Плохо когда наказывают сразу два родителя или воспитатели. Если один наказывает, другой может выразить огорчение плохи поведением ребёнка, посочувствовать ему, но конечно не отменять наказание. Иначе ребёнок почувствует себя одиноким, никому не нужным. Он всегда должен знать, что его любят, не любят лишь плохие поступки. Потребность в сочувствие, в сопереживании сохраняется у человека всю жизнь. Но повышенная эмоциональность, несдержанность, неуравновешенность должны исчезнуть.
Что бы правильно воспитывать ребёнка, никогда не следует прибегать для воздействия на него к обману. Например: Если необходимо дать ребёнку горькое лекарство, не следует уверять его, что оно сладкое. Нужно сказать спокойно и внушительно «Старайся быстро проглотить это лекарство, оно хоть и не вкусное, но зато, если ты выпьешь, будешь здоров. Пей скорей, я дам сейчас запить сладким компотом или конфетой». И это обещание должно быть выполнено. Надо помнить, что всякий обман вселяет в ребёнка недоверие к взрослому, постоянное ожидание какой – либо неприятности, и это делает его нервно – настороженным. Нарушает спокойное, уравновешенное, жизнерадостное настроение. Кроме того, дети вообще перестают верить взрослым. А с течением времени и сами приучаются лгать.
Конечно всегда необходимо учитывать особенности детей. Одни дети склонны к активно – оборонительным реакциям (кричать, ругаются, лезут в драку, другие к пассивно –оборонительным (плачут, жалуются, убегают). Если неуравновешенного, активного ребёнка часто наказывают. То может выработаться агрессивно – защитный тип поведения. Можно отметить, что чаще дерутся и обижают других детей, которых в семье бьют. Они же потом конфликтуют с товарищами, ссорятся с воспитателями, в дальнейшем с учителями. Если пассивного ребёнка часто наказывать, то он станет пугливым, мнительным. Такого ребёнка нельзя наказывать, оставляя одного в тёмной комнате. Наказание одиночеством тяжело переносят общительные дети, а для мало общительных - это даже не будет наказанием. И ещё одно, если вы решили наказать ребёнка, тоне оттягивайте выполнения решения. Ожидание наказания часто тяжелее самой кары. Помните и о том, что подчас прощение может оказаться результативнее тяжкого наказания. Простить можно, если у ребёнка не было злого умысла, проступок нечаянный.
Робких детей нельзя стыдить за проявления трусости, лучше не замечать его. А вот проявление смелости, обязательно поощрение, порадуйтесь, похвалите его. Помогите ребенку поверить в себя, в свою храбрость. Возбудимых, неусидчивых детей приучайте к строгому распорядку дня, выдержке, терпению. Предложите игры требующие внимание, последовательности в действиях, точности. Инертных, медлительных, с трудом переключающихся с одной деятельности на другую, привлеките к подвижным играм.
Казалось бы, простые истины: с большой любовью работать с детьми, понимать их мысли и чувства, обладать завидной выдержкой и настойчивости, легко находить выход из щекотливых ситуаций. Остаётся лишь жить, учиться и расти вместе со своими детьми.