Татьяна Михайлова
Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует давать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Публикация «Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он что-то знает, но может использовать новые знания только в рамках той ситуации, в какой этот новый опыт был получен, или только в ответ на вопрос, а в реальной жизни не использует данный опыт, значит это знание, опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
Актуальность опыта работы
Работая с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому они могут быть использованы в развивающих и обучающих занятиях.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что технология Песочная терапия – один их эффективных методов их развития.
Перед тем как приступить к работе я проанализировала творчество известных педагогов, работающих в данной сфере. Наибольший интерес у меня вызвала книга Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой "Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" ( Издательство: Детство-пресс, 2004.) В издании раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги для меня состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.
Большую помощь мне также оказала книга "Песочная терапия" Э. Э. Большебратской (Петропавловск, 2010 г.) Материал данного пособия помогает мне в увлекательной форме организовывать занятия, что способствует развитию у детей познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия, а также интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Цели и задачи
Целью своей педагогической деятельности я определила развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия».
Для достижения цели выделила следующие задачи:
-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
-Развивать фантазию и образное мышление
-Развивать творческие способности дошкольников.
-Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Повышать самооценку детей.
-Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
-Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Формы и методы работы:
Для работы с песком в нашем ДОУ созданы все необходимые условия. Здесь есть две специализированные стационарные мини-песочницы в лего-центре и одна в первой младшей группе (Так как песок помогает при адаптации детей). Мини-песочницы представляют собой водонепроницаемые деревянные ящики. Дно и борта одной из них окрашены в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Другая песочница – световой столик имеет стеклянное дно и подсветку снизу, чтобы дети могли создавать изображения на песке.
Мною был подобран набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы. Также миниатюрные игрушки (человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры). Большую помощь оказывают природный и бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Данный набор постоянно пополняется, так как сюда может входить все, что встречается в окружающем мире. Если для занятий мне не хватает каких-либо фигурок-образов, я леплю их из пластилина, глины, теста, вырезаю из бумаги. При работе с песком постоянно использую звуки для проведения релаксационных упражнений.
Игры с песком использую, как самостоятельное занятие, в рамках реализации моей темы самообразования «Использование песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста» (первая младшая группа, так и в групповой или подгрупповой работе в качестве индивидуальных занятий.
НОД с использованием метода песочной терапии имеет
свою структурную особенность:
1. Приветствие. Здесь я, как правило, с помощью игры мотивирую детей на предстоящую деятельность. Очень часто это бывает путешествие для выполнения какого-либо задания: помочь жителям Песочной страны, найти подарок для кого-то и т. д.
2. Повторение правил безопасности при работе с песком.
3. Упражнение «Здравствуй песок». Дети обязательно здороваются с песком как с живым существом: гладят его, сыпят из кулачка в кулачок и т. д. Все зависит от тематики занятия.
4. Непосредственно обучающая часть. По теме занятия создаются благоприятные условия для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста.
5. Упражнение «До свидания песок». Дети теперь уже прощаются с песком.
6. Рефлексия.
Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника. Например, в первой младшей группе это Песочный гном. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
Песочные игры бывают следующих видов
I. Обучающие игры:
1. Моделирование игр-сказок. В начале, даю установку на внимательное слушание и активное участие. Это могут быть присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.
Затем, прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов - того, что требуется по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.) Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.) Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? - только ты (вы, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Можно продолжить самим сочинить продолжение сказки.
2. Игры на развитие мелкой моторики рук.
“Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т. д.).
“Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Выложите на песке какую-либо фигуру.
Одно из самых любимых игр детей - искать спрятанные игрушки в песке. Эта игра называется «Песочные прятки».
3. Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
Например, "Путешествие в страну "А".
Есть прекрасная страна.
Где принцессу зовут А.
Ставлю в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение буквы А.
В реке плещутся А-кулы
В песочнице создаётся река и помещаются акулята из коллекции "Киндер-сюрприза", на них тоже наклеена буква А.
А-исты в садах живут
В песочнице создаётся сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А.
А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут
В песочнице появляются растения, на которых изображена буква А.
Можно предложить детям нарисовать на песке или выложить из природного материала цифры, геометрические фигуры. Такое задание мы часто делали уже на улице вместе с подготовительной группой. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку.
II. Познавательные игры.
• На песке можно обучать и географии, и истории. Очень интересны путешествия в жаркие страны, или, наоборот, на далекий Север.
• Фантастические игры. Песочница здесь превращается в неизведанную планету или во что-то другое очень необыкновенное. У детей в этом направлении фантазия не имеет границ.
• игры на знакомство с окружающим миром.
Песок незаменимый материал и в экспериментальной деятельности. В первой младшей группе дети в игровой форме получают знания о свойствах сухого и влажного песка. В подготовительной группе мы проводили такие опыты: «Из чего состоит песок», «Легко ли сыпется песок», «Куда исчезла вода» и другие.
Еще один из способов работы с песком тоже очень нравится нашим детям. Я называю его «Рисование песком». Мы рисуем картины из песка. Работа с кварцевым разноцветным песком отлично повышает настроение. Картины получаются красочными и вызывают бурю эмоций у детей.
Работа с родителями.
В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает не понимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений. С учётом этих данных я строю свою работу по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми с помощью инновационной технологии «Песочная терапия».
С этой целью провела совместную деятельность детей и родителей «Этот волшебный песок», мастер-класс для родителей «Путешествие в песочную страну». Познавательными для родителей стали консультации: «Песок в жизни ребенка», «Игры с песком как средство позитивного самовыражения детей».
Таким образом, технология «Песочная терапия «способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника.
Итоги работы и их практическая значимость
Реализуя аналитическое направление в занятиях с элементами «Песочной терапии», были решены поставленные мною задачи.
• Игры в песок позитивно повлияли на эмоциональное самочувствие детей : снизились стрессовые состояния, нервно-психическое напряжение. У малышей возникло множество положительных эмоций.
• Песочные игры позволили получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети научились слушать и слышать другого.
• Игры с песком позволили сформировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления.
• Песочница дала дополнительные возможности для развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
Я планирую в дальнейшем, использовать элементы Песочной терапии не только на специальных занятиях, но и в развлечения, и конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости элементов Песочной терапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.
Также разработанные мною методические рекомендации по развитию познавательной сферы посредством технологии «Песочная терапия" могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.
Список используемой литературы.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. – СПб. : Издательство «Речь», 2003.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006.
3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., Речь, 2008.