Наталья Брёхова
Исследовательская программа «Поддержка индивидуальности и инициативности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Поддержка индивидуальности и инициативности детей дошкольного возраста».
Выполнила: Брехова Н. А.
Наблюдения за тем, что делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы. С одной стороны, эти сферы обеспечивают развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста, а с другой стороны, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.
Темочки:
Методика Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г.
Существует четыре основные сферы инициативы :
– творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
– инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
– коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со
сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
– познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).
Очевидно, что каждый вид деятельности по преимуществу способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. Однако верно и то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы. Например, творческая инициатива может проявляться как в игровой, так и в продуктивной, и в познавательно-исследовательской деятельности.
Карта развития группы.
Возрастная группа 5-6 лет Дата заполнения 26.11.2018 год.
1. Творческая инициатива
(наблюдение за сюжетной игрой) 1 уровень
В рамках наличной предметно-игровой обстановки ак-тивно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно ис-пользует пред-меты-заместители в условном игро-вом значении. 2_уровень
Имеет первона-чальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разно-образные роли; при развертывании разнообразных отдельных ’ сюжетных эпизо-дов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками). 3 уровень
Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует раз-вернутое словесное комментирование игры через события пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история предметном -макеты, сюжетные композиции в рисовании).
Бут Арсений изредка обычно изредка
Казакова Настя изредка обычно изредка
Краснова Настя изредка обычно нет
Павлычева Таня изредка обычно нет
Сентебов Игорь изредка обычно нет
Слутченков Максим изредка обычно нет
2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) 1 уровень
Поглощен про-цессом; конкретная цель не фик-: сируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней 2 уровень Формулирует конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы может. менять, цель, но фиксирует конечный резуль-тат ("Получилась машина") 3 уровень
Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к пре-рванной работе, до-водит ее до конца
Бут Арсений нет обычно изредка
Казакова Настя нет обычно изредка
Краснова Настя изредка обычно нет
Павлычева Таня изредка обычно нет
Сентебов Игорь нет обычно изредка
Слутченков Максим нет обычно изредка
3. Коммуника-тивная ини-| циатива
(наблюдение за совместной игрой/ совместной продуктивной деятельностью) 1 уровень
Обращает внимание сверстника на
интересующие самого ребенка действия ("Смотри. "); довольствуется обществом любого 2 уровень Инициирует пар-ное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение ("Давай играть. делать. "); начина-ет проявлять изби-рательность в выборе партнера 3 уровень
Предлагает в развернутой словесной форме исходный замысел-цель; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия
Бут Арсений нет обычно изредка
Казакова Настя нет обычно изредка
Краснова Настя обычно изредка нет
Павлычева Таня обычно изредка нет
Сентебов Игорь изредка обычно изредка
Слутченков Максим изредка обычно изредка
4. Познаватсльная инициатива -любознательность
(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью) 1 уровень
Проявляет интерес к новым пред-метам, мани-пулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия 2 уровень
Задет вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата ( вычленяет зависимостъ: действие-эффект) 3 уровень
Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стрем-ление к упорядо-чиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).
Бут Арсений нет обычно изредка
Казакова Настя нет обычно изредка
Краснова Настя обычно изредка нет
Павлычева Таня обычно изредка нет
Сентебов Игорь нет обычно изредка
Слутченков Максим нет обычно изредка
Анализируя творческую инициативу, я выявила, что дети активно разворачивают игру, используют предметы – заместители, имеют первоначальный замысел, применяют и обозначают в речи игровые роли; но не всегда игра переходит от одного отдельного сюжета к другому и не все дети комбинируют разнообразные сюжеты, используют разнообразное словесное комментирование. Рассматривая инициативу как целеполагание и волевое усилие, мы видим, что дети включаются в процесс деятельности, поглощены процессом, формулируют конечную цель, в процессе работы могут менять цель, фиксируют конечный результат, работают над материалом в соответствии с целью. Анализируя познавательную инициативу, можно сказать, что дети проявляют интерес к новым предметам, манипулируют ими, многократно воспроизводят действия; задают вопросы относительно конкретных вещей, высказывают простые предложения, добиваются нужного результата, способны к рассуждению.
Одним из приоритетных направлений психологической службы в системе дошкольного образования является повышение компетентности воспитателей и родителей в развивающем общении их с детьми. Развивающий характер общения педагога с детьми определяет стимулирование активности детей, самостоятельности, инициативы, любознательности, оптимального способа контакта с ребенком, при этом проявляются доверительные отношения.
Фландерсовский анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях.
Реакция воспитателя на действия детей.
1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятии: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой
форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.
2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения: «Продолжай, так, очень хорошо», одобрительные жесты, восхищение,
положительное подкрепление.
3. Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только воспитатель переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5-й категории.
Собственная инициатива воспитателя.
4. Задавание вопросов в целях получения от ребенка ответа:
а) вопросы закрытого типа
б) вопросы открытого типа
в) вопросы на рассуждения, стимулирующие мышление (Почему?. С чем это связано?.)
г) вопросы, методически нецелесообразные / ответы на вопросы дает сам педагог. Не относятся сюда вопросы, в которых звучит неодобрение (категория 7). Например: «Ну и долго тебя еще ждать?».
5. Рассказ. Сообщение информации.
6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:
а) указания, необходимые в данной ситуации, сделаны
они в спокойной форме;
б) указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.
7. Критические замечания с целью пресечь, изменить действия ребёнка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные взгляды.
Разговор детей.
8. Ответы ребенка воспитателю на его вопросы.
9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает
вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.
10. Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл которых остаётся неясным лицам, ведущим наблюдение.
Занятие «Развитие речи».
Средняя группа.
26.11.2018 год.
Распределение частоты случаев категорий взаимодействия.
Номер
категорий
взаимодейст-вий
1
2
3
4а
4б
4в
4г
5
6а
6б
7
8
9
10
Количество 1 3 2 2 1 2 2 3 3 2 2 6 1 1
Воспитатель в первой части занятия не стимулировала самостоятельность высказывания детей, ограничившись репродуктивной формой их речевой активности. На занятии был прочитан очень выразительно интересный рассказ и затем задавались по нему вопросы. Если ответы детей удовлетворяли воспитателя, она их хвалила, если ответ ребенка был неполным или не по существу вопроса - следовало порицание.
На этом занятии очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий воспитателем. Педагог поддерживает детскую речевую познавательную активность и дает возможность детям проявлять собственную инициативу на занятии.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.
Оценочный лист РППС в группе, поддерживающий детскую активность и инициативу.
Разнообразие (на примере книжного уголка в старшей группе) да Книги, журналы, газеты, энциклопедии, фото писателей и поэтов, кассеты с записью сказок и стихов, ножницы и клей для ремонта книг.
Доступность
физическая да На уровне рук ребенка, все открыто.
Время нет Времени не хватает.
Ребенок-хозяин
Возможность трансформировать да Можно взять книгу и почитать на диванчике, в кресле.
Продукты детей да Книжки-самоделки разной тематики, рисунки и поделки.
Возможность уединения да Можно поставить ширму, посидеть на подушке, послушать в записи сказки.
Вывод: надо постоянно пополнять книжный уголок новыми книгами, делать тематические выставки, стараться выделять побольше свободного времени для посещения уголка.
Что я сделаю (изменю) в своей практике для поддержки инициативы и индивидуальности моих детей?
1. Предоставлю детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Буду отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
3. Не буду критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Поддержу интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
5. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создам для него все необходимые условия.
6. Обязательно буду содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.
7. Буду поощрять различные творческие начинания ребенка.
8. В свою работу включу и буду проводить групповой сбор.