Светлана Словогородская
Исследовательская деятельность «Роль игры-драматизации в развитие связанной речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с общим недоразвитием речи страдает не только связанная речь, но и лексика, звукопроизношение, просодическая сторона речи и другие компоненты. Многие из них имеют сопутствующие неврологические диагнозы, которые не позволяют им в полном объеме, усвоить материал на занятиях, хотя они всегда проводятся в игровой форме. Тогда я решила попробовать развивать речь посредством игр- драматизаций и провести исследование. Моей целью было проследить, какую динамику дадут дети к концу года. Кроме того, моя исследовательская деятельность была нацелена не только на развитие речи, но и на решение вопросов социализации детей с общим недоразвитием речи : умению общаться, находить выход из сложных ситуаций, уметь управлять своими чувствами и эмоциями. Для работы с детьми я разработала, систематизировала и апробировала театрализованные игры и упражнения направленные на развитие речевого дыхания, владение своим голосом, на развитие артикуляционного аппарата, на развитие и умение передавать свои чувства и переживания словами.
Публикация «Исследовательская деятельность „Роль игры-драматизации в развитие связанной речи детей с ОНР“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Игра-драматизация - это импровизация на основе литературного текста, в котором ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные действия. В игре-драматизации важен процесс "оживления" сказки. Этапы игры драматизации включают в себя:
• Знакомство со сказкой
• Отработка речевого текста по эпизодам
• Работа над эмоциональной окраской речи, исходя из роли (высота и сила голоса, тембр, темп и т. д.)
• Проигрывание всей сказки целиком
• Сочинение писем героям сказки
Дети с удовольствием воспроизводят содержание любимых сказок, поведение и характерные движения знакомых персонажей, и если заранее подготовлены соответствующие костюмы, маски или их элементы, желание детей играть возрастает, и в игру включаются даже дети с негативизмом.
Умело поставленные вопросы, при подготовке к игре, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и развитию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний заметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, что так необходимо для детей с ОНР.
Система работы по развитию игр-драматизаций включает в себя артикуляционные упражнения, которые проводятся на индивидуальных занятиях, упражнения на развитие грамматического строя речи, на развитие лексики и интонационной выразительности речи.
В ходе своей исследовательской деятельности я использовала следующий план:
• Чтение сказки
• Беседа по содержанию
• Подбор признаков к персонажам сказки по их поступкам
• Повторное рассказывание сказки, обсуждение ролей
• Пересказ
• Пересказ сказки по цепочке с опорой на предметные картинки
• Подбор костюмов и масок к сказке
• Драматизация сказки
Выбор произведений и сказок зависит от возраста детей, от программного содержания и от диагноза.
Ежегодно я провожу диагностику уровня речевого развития детей на начало и конец учебного года,и как результат моей исследовательской деятельности представляю диаграммы на методических объединениях.
Из результатов диагностики вытекает, что системная работа по использованию игры-драматизации способствовала улучшению звукопроизношения, интонационной выразительности, лексико-грамматических категорий и развития связанной речи у детей с ОНР. Игра-драматизация не только развивает речь детей, но и повышает интерес к литературе, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка и обогащает детей новыми впечатлениями.