Анна Нефедова
Развитие звуковой культуры речи детей 4–5 лет посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Психологи, педагоги-практики начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Публикация «Развитие звуковой культуры речи детей 4–5 лет посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Целью моей работы является: развитие звуковой культуры речи по средствам использования дидактических игр и упражнений.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Развивать речедвигательный аппарат.
2. Развивать фонематический слух.
3. Закреплять правильное произношение звуков.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования дидактических игр для развития звуковой культуры у дошкольников. Игры и упражнения подбирали в соответствии с возрастом детей, но во внимание брали и особенности детей. К каждому ребенку старались найти индивидуальный подход, учитывали возможности каждого ребенка отдельно. Только зная возможности каждого ребенка, можно достичь положительные результата.
В своей работе я использовала следующие принципы:
1. Принцип наглядности.
2. Принцип доступности
3. Принцип систематичности и последовательности.
4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
Деятельность детей осуществлялась в следующих блоках:
1 блок. Совместная деятельность взрослого и детей :
- НОД
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно организованная деятельность. НОД по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми.
Дидактические игры использовались : в начале НОД в качестве разминки для закрепления ранее изученного материала; в конце НОД – для закрепления вновь изученного материала.
Место данного материала в структуре занятия определялось в соответствии с индивидуальными особенностями детей, программным содержанием.
На занятиях, формирующих звуковую культуру речи решается, как правило, несколько задач, но ведущей на данном возрастном этапе является формирование правильного звукопроизношения, выработка хорошей дикции, развитие фонематического восприятия. При уточнении и закреплении отрабатываемых звуков мы подбирали такие дидактические игры и упражнения, которые могут одновременно использоваться для развития фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, для выработки умеренного темпа речи, развития интонационных средств выразительности.
- Совместная деятельность в ходе режимных моментов организуется в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.
Детям интересны:
• речевая и артикуляционная гимнастика
• игры драматизации
• развлечения и досуги (в их содержание включали считалки, чистоговорки)
2 блок- самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.
Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями.
Включение родителей в процесс воспитания звуковой культуры речи детей
реализовывался в следующих формах:
*родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме («Воспитание звуковой культуры речи детей,
*оформление серии наглядной информации для родителей («Особенности звуковой культуры детей 4-5 лет»)
*индивидуальные и групповые консультации («Игры в развитии звукопроизношения детей»).
*оснащение речевого центра
Проведенная работа по развитию у детей дошкольного возраста звуковой культуры речи средствами дидактической игры положительно сказалась на уровне сформированности умений и навыков детей. Практически все дети из группы умеют правильно произносить гласные и согласные звуки, все дети различают на слух и называют слова, начинающиеся на определенный звук; увеличился % детей способных определить на слух громкость звучания голоса в речи, темп речи.
Таким образом, можно утверждать, что дидактическая игра является действенным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.