Анна Ширкова
«Магнит». Конспект исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по методу Савенкова с использованием ЭОР
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста по методу А. И. Савенкова с использованием ЭОР.
Тема исследования : «Магнит»
Цели:
Развивать познавательную активность детей.
Развивать мыслительные способности детей, умение делать выводы.
Закрепить представление о магните и его свойствах.
Публикация «„Магнит“, Конспект исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по методу Савенкова с использованием ЭОР» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Привлечь всех детей к участвуют в исследовании. У каждого ребенка карандаш и маленькие листочки бумаги. В начале занятия вспомнить с детьми, что обозначают карточки, которые будут показываться (перечислить все карточки).
Ход занятия:
Здравствуйте, маленькие ученые-исследователи, сегодня мы собрались с вами, чтобы продолжить наши научные изыскания. Вас заинтересовали свойства магнита, поэтому вы выбрали его темой своего исследования. Какие проблемы вас интересуют и что бы вы хотели узнать в ходе работы (предположения детей).
- Откуда берется магнит?
- Почему он притягивает железо?
- Утонет магнит если его опустить в воду?
- Притянет ли магнит предметы из дерева или стекла?
- Мокрый будет притягивать железо?
1. Давайте вспомним, с чего начинается исследование. Показываю карточку.
- Подумать самостоятельно.
Показываю картинку «подумать самостоятельно» и дети начинают зарисовывать значки, картинки, символы – всё то, что они знают о магните. Договорились, что магнит будем обозначать кругом (О). Дети спокойно переговариваются, советуются друг с другом. Помогаю тем детям, кто затрудняется в обозначении.
Если задание выполнено, то переходим ко второй части. Звоню в колокольчик.
2. Что нам следует сделать после этого? Показываю карточку.
- Спросить взрослого.
Дети подходят к воспитателю другого поста – Людмиле Ивановне, которая была предупреждена и задают ей свои вопросы. Она сообщает детям, что есть город Магнитогорск. Рядом с ним была гора Магнитка, и там добывали магнит, но он уже закончился.
Дети благодарят Людмилу Ивановну и зарисовывают то, что они узнали.
3. Звонок – внимание, следующая карточка – «прочитать в книге».
На столе разложены различные энциклопедии. Дети находят нужную страницу.
Внимательно посмотрите на картинку.
- Что вы видите на картинке?
-Давайте я вам прочитаю, что написано в «Детской энциклопедии». Объясняю физические свойства магнита : оказывается, что у магнита есть положительно и отрицательно заряженный конец. Если концы у магнита заряжены противоположно, то магнит притягивается, если одинаково, то отталкивается. Дети зарисовывают это на своих листочках.
4. Звонок колокольчика, заканчиваем рисовать, и смотрим следующую картинку - «понаблюдать и провести эксперимент».
Вы много нового и интересного узнали из энциклопедий и надо это проверить на деле. С помощью опыта и эксперимента давайте ответим на, те вопросы, которые вы задавали в начале нашего занятия. Возьмите все необходимое для вашей работы и начинайте проверять ваши гипотезы.
Дети проводят опыты и эксперименты.
Опыты с магнитом :
«Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Тазик с водой железные предметы.
Бросаю в тазик с водой скрепки. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
«Сила магнитов»
Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.
Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.
Предлагаю детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины. Дети проводят манипуляции с магнитами. В результате выявляются два способа сравнения силы магнитов :
1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку, на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);
2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов).
Дополнительно. Предлагаю взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т. д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов.
«Компас»
Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Материал: Компас.
Ребенок кладет компас на ладонь и наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).
Игра «Команды».
Дети встают, кладут компасы на ладонь, и выполняют команды. Например: сделать три шага на север, затем –четыре шага на юг, еще два шага на север, один шаг на юг и т. д.
Обучаю детей находить с помощью компаса запад и восток.
Для этого объясняю, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса. Показываю, как определять стороны света.
«Когда магнит вреден»
Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.
Материал: Компас, магнит.
• Дети высказывают свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?
Проверяю предположения детей экспериментально. Подношу магнит к компасу, дети видят, что стрелка компаса движется за магнитом.
Объясняю наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.
• Убираю магнит и сравниваю показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.
Выясняю детям, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас).
• Рассказываю детям о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.
Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.
Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.
Даю задание для проведение эксперимента дома: выясните с родителями, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. После того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.
Обращаю внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.
-Как можно «защититься» от магнита?
-Дети рассказывают свои предположения - с помощью стального экрана, магнитного якоря.
Результаты исследования дети зарисовывают на листочках.
5. Сейчас ученые – исследователи расскажут нам все, что они узнали о магните и о его свойствах. Дети выступают с докладами используя пиктограммы.
- Звонок – внимание – наше исследование закончено.
А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили свойства магнита и расскажу вам одну интересную легенду-загадку.
В старину рассказывали, будто есть на краю света, огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – могли притягивать к себе некоторые предметы. Как вы думаете как называлась эта гора?
Ответы детей.
Неподалеку от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь Магнитик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.
Смело разгуливал Магнитик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…
Но Магнитик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.
Но как не был Магнитик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.
Магнитик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- А вы, ребята, догадались, какой способ нашел Магнитик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей : снял доспехи, сделанные из железа.
-Давайте посмотрим презентацию и вместе подумаем: «А где человек использует магнит».