Ирина Клепинина
Исследовательская деятельность «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Задачи:
Образовательные:
• Обогатить и расширить знания детей о магните.
• Упражнять в умении решать познавательные задачи, с помощью поисковых действий.
• Упорядочить опыт познания.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• Активизировать словарный запас.
Воспитательные:
Публикация «Исследовательская деятельность „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
• Воспитывать устойчивый интерес к исследовательской деятельности, чувство взаимопомощи.
Методы и приемы, используемые на занятии:
• Словесный рассказ воспитателя.
• Беседа.
• Наглядный показ слайдов.
• Практическая исследовательская деятельность.
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :
• Словесные поощрения.
• Игровая мотивация.
Предварительная работа:
• Знакомство с лабораторией, дедом Знаем и его учениками.
• Создание коллекции: «Игрушки- магниты»
• Беседа на тему; «Что такое магнит?»
• Д/ И: «Рыболов», рассматривание детской энциклопедии.
Методическое обеспечение:
Проекционный экран, магнитная доска, коллекция: «Игрушки- магниты»,скрепки, стаканчики, вода, расчески, карандаши, фломастеры, колокольчики, карточки (для фиксирования результатов лабораторных исследований, крупа,белые халаты, металлическая стружка, разноцветная бумага.
Предполагаемый результат:
Научить детей видеть и решать проблему, выдвигать гипотезы и предложения. Осуществлять эксперимент, делать выводы. Активизировать словарный запас.
Ход образовательной деятельности:
1. Доверительная беседа.
2. Использование проекторного экрана.
Презентация: «Волшебный магнит»
1 Слайд: Почемучка плачет
(Воспитатель предлагает выяснить причину слез и предложить свою помощь.)
2 Слайд: письмо детям от Почемучки.
Дед Знай дал мне задание: узнать, какие предметы взаимодействуют с магнитом, а какие нет.
Ребята, помогите, пожалуйста!
(Воспитатель предлагает детям вспомнить все свои знания о магните).
Актуализация знаний:
3 Слайд:
Много-много лет назад, люди нашли в горах минерал- камень черного цвета, с красивым металлическим блеском и называли его магнетит.
4 Слайд:
Ученые считают, что название камня «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - это город – «Магнезия».
5 Слайд:
Люди делали из магнита украшения : серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнита - притягивать железо.
6 Слайд:
Кусочки магнита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем, и использовать для разных целей.
7 Слайд:
А знаете ли вы в каких предметах человек использует магнит (значки- магниты, настольный театр,азбука и т. д.)
8 Слайд: Еще магнит используют в магнитофонных колонках-динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
9 Слайд:
Благодаря своей способностипритягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
Гимнастика для глаз:
-Я называю предмет из дерева, пластмассы, металла, бумаги, вы находите его глазами.
Практическая исследовательская деятельность :
Воспитатель загадывает загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдет иголку в стоге сена. (магнит)
-Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
«Воспитатель показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый).
-Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем и рассказать о нем Почемучке.
Физ. минутка:
«Магнетизм»
Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.).
1 Задание:
Очистить крупу от металлических предметов
-У нас очень мало времени, как вы думаете, как нам поступить?
(дети с помощью магнита очищают крупу, делают вывод).
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы.
2 Задание:
В стакане с водой металлические скрепки.
Задание: Вытащить скрепки из воды, не намочив рук.
(Воспитатель предлагает детям подумать, как можно достать скрепки из воды)
Какой можем сделать вывод?
Вывод: Магнит способен притягивать металлические предметыпод водой.
3 Задание: на деревянной поверхности металлические скрепки.
Задание: передвинуть предметы, не касаясь их руками
(Устанавливается магнит под деревянной поверхностью и движением магнита дети передвигают скрепки, делают вывод).
Вывод: Магнит способен притягивать сквозь деревянную поверхность:
Практическая деятельность в мини- лаборатории :
-Вот мы и добрались к лаборатории деда Зная.
(Воспитатель напоминает правила поведения в лаборатории.)
1. Надеть специальную одежду.
2. Внимательно слушать инструкции взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
(Дети одевают белые халаты и садятся за стол. На столе несколько предметов: расческа, колокольчик, карандаш, скрепка. С помощью магнита дети определяют : притягивает ли магнит деревянные, пластмассовые,металлические предметы? Результат исследования отмечают на карточке.)
Какой можем сделать вывод?
Вывод: Магнит не притягивает пластмассовые, деревянные предметы.
Работа с коллекцией: «игрушки-магниты». (Воспитатель предлагает разделить коллекцию.)
1. Города.
2. Животные.
(Дети группируют коллекцию, рассматривают игрушки).
- Ребята, магнит не только волшебник, но и талантливый художник.
-Давайте выложим из магнита узоры, накроем листом бумаги, посыпаем металлической стружкой. Обратите внимание, какие замысловатые узоры у нас получились.
Ребенок читает стихотворение:
Я полюбил сейчас магнит.
Он теперь меня манит,
Волшебный, маленький кусок
Невзрачный, маленький брусок.
10 Слайд: (Почемучка радуется, благодарит детей за помощь.)
Заключительная беседа, вывод:
-Ребята, вам понравилось совершать добрые поступки?
-Что интересного вы узнали сегодня на занятии?
-Какие предметы притягивает магнит?
-Давайте поиграем в игру. Я – магнит, вы - металлические предметы. (Дети паровозиком за воспитателем выходят из группы).