Людмила Голованова
Педагогическая мастерская по методу проекта «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в настоящее время является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И. Антонов, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, А. А. Покровский и др.). Многочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ у дошкольников.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Мной было проведено исследование, направленное на изучение взглядов дошкольников на ЗОЖ, согласно которому я смогла сделать следующие выводы:
– большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются (35%);
– только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта (15%);
– у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях города (7%);
– недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды (23%);
– недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов (20%).
Основное направление проекта : развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок - педагог - родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив. Моя работа по формированию у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: теоретические знания о ЗОЖ, физкультурно-оздоровительная работа с детьми, закаливающие мероприятия; формирование здоровье сберегающего пространства.
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : исследовательский
Участники: дети старшей группы
Срок реализации: долгосрочный
Цель проекта :
– формировать представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функций организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье);
– через занятия физической культурой стимулировать позитивные сдвиги в организме, формировать необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Задачи:
– создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
– формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни и умение заботиться о своем здоровье;
– развивать представление о своем здоровье и о средствах его укрепления;
– продолжать работу по укреплению здоровья : закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию;
– формировать потребность в ежедневной двигательной активности; поддерживать интерес к физической культуре и ;
– продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
- формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радоваться своим успехам и успехам товарищей.
Работа над проектом.
1 этап. Целеполагание
2 этап. Организационная работа над проектом
3 этап. Практическая деятельность по решению проблемы, выполнение проекта
4 этап. Альбом. Подведение итогов
Ход реализации проекта «Если хочешь быть здоров».
1. Организация и проведение различных видов деятельности детей, совместно с родителями и педагогами.
Игровая деятельность:
– настольно-печатные игры;
– подвижные игры;
– спортивные игры.
Речь и речевое общение:
– словесные игры;
– творческое рассказывание детей по темам : «Виды спорта», «Летние и зимние виды спорта».
Физическая культура и здоровье :
– проведение режимных моментов;
– комплексные закаливающие мероприятия (воздушные ванны, закаливание водой: мытье лица и рук прохладной водой, обливание, обтирание; солнечные ванны, «Ручеек», полоскание рта, хождение по массажным дорожкам);
– оздоровление (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика пробуждения, упражнения для коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, релаксационные упражнения);
– ежедневная утренняя гимнастика. В теплое время проводится на улице.
– упражнения и игры в свободное время;
– физкультурные занятия в зале и на улице;
– физкультурные минутки;
– ритмические упражнения и игры;
– ритмическая гимнастика;
– игровые беседы с элементами движений.
Познавательное развитие:
– тематические занятия по валеологии;
– беседы о физкультуре и спорте.
Художественная литература:
– чтение рассказов о спорте;
– рассматривание иллюстраций к произведениям;
– отгадывание загадок;
– заучивание стихов о спорте, физкультуре;
– заучивание поговорок о здоровье.
Изобразительная деятельность :
– рисование, выполнение аппликаций;
– изготовление семейных газет «Здоровая семья».
Музыкально-театрализованная деятельность:
– спортивно-музыкальные развлечения;
– просмотр мультфильмов о спорте.
Трудовая деятельность:
– изготовление атрибутов, масок к играм.
1. Накопление информационной базы по изучению проблемы в ходе реализации различных видов деятельности:
– анкетирование семей на темы: “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Здоровый малыш”
– сбор материалов теоретических и практических о здоровом образе жизни в семье.
2. Отражение знаний детей, полученных информационным путем в различных видах деятельности.
По итогам проведенных мероприятий были получены следующие результаты:
– сформированы представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функций организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье);
– сформированы необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма;
– созданы необходимые условия в ДОУ для защиты, сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
– сформированы необходимые культурно - гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни и умение заботиться о своем здоровье;
– сформированы необходимые представления о своем здоровье и о средствах его укрепления;
– сформирована потребность в ежедневной двигательной активности.