Алина Малкова
Экпериментально — исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально –исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.
Дети – большие экспериментаторы, и сами, нас взрослых наталкивают на опыты. Из воспоминаний… «Моем игрушки, Темка что-то упорно топит в тазу.
-Тема, ты хорошо помыл эту игрушку, давай помоем следующую.
-Одна игрушка лежит на дне, а белочка не хочет.»
Вот оно! В жизни Темка –ну очень активный мальчик, и привлечь его внимание надо постараться. А тут сам!
Публикация «Экпериментально — исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста,» размещена в разделах
Организуя исследовательскую деятельность, мы, педагоги, привлекаем детей к их естественному состоянию. «А зачем? А почему? Откуда?»
Цель исследовательской деятельности :
побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, установлению причино-следственных связей, в общем и целом- приобщению ребенка к интеллектуальному труду.
Задачи:
Формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Развивать соответственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Развивать логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения.
Обогатить чувственный опыт ребенка, побуждать его быть внимательным к тому, что его окружает:
смотреть и видеть,
слушать и слышать,
ощупывать и осязать.
Прежде всего, дошкольников необходимо знакомить с такими фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле их зрения в быту.
Ознакомление должно базироваться на живом интересе и проводиться в увлекательной форме. Чтобы предметный материал, который даётся детям в пользование стал стимулятором, источником исследовательской деятельности детей.
Решая задачи, ребенок, анализируя и обобщая, самостоятельно доходит до умозаключения. А, значит, волей, именно волей Ребенка, мы учим детей делать выводы. Не в этом ли ценность интеллектуального труда –труда взрослых, труда наших подопечных.
Самые элементарные исследования, к которым мы невольно подключаем детей с самого раннего детства- «тонет –не тонет» : тут ребенок приходит к выводу, что игрушки из разных материалов ведут себя по-разному. А исследования свойств воды (конечно, ежедневно моя руки мы это видели, но тут –то для ребенка вода открывается с другой стороны) – мокрая, делает скользкими игрушки, прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса (да-да! Самый любопытный обязательно лизнет пальчик, сколько ни говори, что «здесь моем игрушки…» и т. д.) Это потом, уже экспериментируя в специальной обстановке: с мерными стаканчиками, колбами, мы всё это подтвердим. А пока первые исследования у нас прошли в младшем дошкольном возрасте.
Детям очень интересны исследования со всеми состояниями воды, воздуха.
И так происходит каждый день: «отчего?», «почему?», «Зачем?». А недавно Анютка с утра, не раздеваясь, буквально влетает в группу: «А я эксперимент принесла!»
«Да, Аня разденься, а потом посмотрим, что ты принесла.»
Сходили на зарядку, Аня торопится-быстро глотает кашу.
«Аня, ты куда-то торопишься?»
«Я эксперимент принесла,» -снова повторяет девочка.
«Анюта, Ирина Вячеславовна, такую интересную и трудную музыкальную загадку для вас приготовила. Сходим к ней?» - «поймала я на крючок» воспитанницу, зная, что больше всего она любит преодолевать трудности.
Загадки, конечно же, мы все отгадали, а заодно и песню новую разучили, и вспомнили недавно разученный танец, и, удовлетворённые, пошли в группу. Пока дети переобували чешки, Аня несется ко мне со всем своим скарбом: «Вот!»
«Мир воды история и секреты» - читаю я.
Красочное издание, даже с приложением: пластиковые трубочки, воронки, фильтрующие картонки, губки. Здорово, но для детей с 10 лет, а нам только троим есть 6 лет.
Тут и дети обступили, глаза горят… «Ну, что тут поделаешь? А была-не была, объясню, как смогу.»
Я не могла не смешать два разных стиля написания: как бы я передала живой интерес моих подопечных, если бы не использовала диалог? И что же я наблюдала?
У воспитанников развивались представления о внешних свойствах неживой природы, так и некоторых внутренних связях, и отношениях.
Дети самостоятельно рассматривали различные явления и проводили с ними простые преобразования.
Результатом нашей работы в исследовательской деятельности стало умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценивание полученного результата, а значит высшая ступень умственных способностей ребенка на данный период достигнута.