Светлана Квашенникова
Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность детей
по экспериментальному исследованию.
Тема :«Магнит творит чудеса».
Возрастная группа: старшая группа
Задачи:
Образовательные :
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Знакомство с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова : «притягивать», «примагничивать». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей : социализация; коммуникация; труд; музыка; безопасность; здоровье.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента; ноутбук, диск с мультфильмом.
Раздаточный:
железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из бумаги.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг.
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
В центре круга соберемся дружно.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!
- Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена.
Дети: Магнит.
- Вам всем знаком этот предмет?
Дети: да.
- Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов.
-Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.
1. Опыт с различными предметами Опыт №1
Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :
• игрушка,
• деревянный карандаш, кусок ткани
• пластмассовая пуговица, ластик
• металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль,
• бумажный листок, пластмассовая тарелочка, маленький магнит.
Ход опыта:
1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.
Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)
- Какие предметы притянул магнит? (железные скребки, шурупы, гаечки).
- А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.
Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
2. Действует ли магнит через другие материалы? Опыт №1
Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу.
Опыт №2
Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.
Дети: Магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитились через ткань
Опыт №3
Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Воспитатель: Из этих опытов вы что узнали о магните?
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос. Воспитатель: Ребята, а то, что мы узнали о магните, закрепим символами. Символ 1,2 Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Физкультминутка. Делать научные открытия, даже волшебникам, очень нелегко, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Продолжим нашу работу. Мы сейчас отправимся на рыбалку.
Игра-опыт «Рыбалка»
Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :
• стакан с водой,
• 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
• маленький магнит.
Ход опыта:
1. В стакан с водой опустить рыбок.
2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.
Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. Символ 3.
Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
3. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?
Игра-опыт «Магнитный кораблик»
Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик, таз с водой.
Ход опыта:
Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
1. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии. Символ 4.
Воспитатель: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.
4. Почему иногда два магнита отталкиваются?
Опыт № 1
Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :
• два маленьких мебельных магнита.
Ход опыта:
1. Поднести два магнита друг к другу.
2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
Опыт № 2
Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :
• пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.
Ход опыта:
Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.
Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Опыт «Управление автомобилем»
Оборудование:
• два магнита с окрашенными полюсами,
• игрушечный автомобиль,
• скотч.
Ход опыта:
1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.
2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.
Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад.
Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Символ 5.
5. Где еще используются магниты?
- Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: магнитные мозаика, держатели, магнитная игра.
Воспитатель: - Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
6. Окончание занятия в детском саду
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.
Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.
Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».
Использованная литература
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду».». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации». Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003.