Лариса Ермакова
Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешное обучение в школе. Это вызывает необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиска новых и более эффективных научно обоснованных путей развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Безусловно, эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОО и семьи. Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ТНР являются осуществление конкретного взаимодействия воспитателя, родителей и учителя – логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Но без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательного процесса.
Публикация «Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи (в связи с насаждением экранов телевизоров западными мультфильмами). Всё это создает угрозу языковой катастрофы. Как следствие, все чаще наблюдаются нарушения в речи детей : недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи, присутствуют затруднения в понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы: Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева и др. Т. В. Короткова, являются:
• ухудшение здоровья детей
• неблагополучное социальное окружение ребёнка
• пассивность и неосведомлённость родителей в данной области
• большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера (Е. Смирнова)
Особые трудности в овладении связной речью возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Нарушение формирования основных языковых компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) при ТНР неизбежно отражается на формировании связной речи, начиная с диалогических ее форм (вопрос – ответ) и заканчивая монологом (авторское описание, повествование, рассуждение на тему).
Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата.
В исследованиях Т. В. Коротковой описаны категории проблем, которые возникают у родителей при взаимодействии с детьми :
• гиперопека, которая подавляет активность ребёнка, его стремление к самостоятельности;
• родители часто не обладают специальными психолого – педагогическими знаниями;
• многие родители испытывают педагогическую неуверенность или недооценивают проблемы в развитии ребёнка.
Во ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания собственного ребенка.
Одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей можно осуществлять через внедрение интерактивных форм работы.
Задачи:
• выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;
• повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы;
• проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.
Возможные результаты:
-повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей,
-активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс,
-положительное влияние на различные стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Работу с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного можно проводить в 3 этапа.
На первом этапе - анкетирование с целью выявления потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей.
На втором этапе - проведение комплекса мероприятий, включающий в себя разнообразные интерактивные формы работы с родителями, которые позволят им осознать роль семьи в речевом развитии детей.
На третьем этапе - анализ эффективности использования интерактивных форм с родителями. Данная работа позволила сделать выводы о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении.
Как показывает практика, наиболее действенными являются следующие формы работы с родителями :
- организация «Центра поддержки семей, проживающих в сельской местности, и имеющих детей дошкольного возраста с нарушением речи». Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствующая формированию активной жизненной позиции, передачи семейного опыта в вопросах речевого развития детей.
Стержнем работы является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом. В заключение раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая форма проведения с использованием игр, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы.
В увлекательной форме проходит встреча с родителями по теме «Представления родителей о здоровье и ЗОЖ у дошкольников. Вниманию родителей ширма- консультация о воспитании основ здорового образа жизни у дошкольников, подвижные игры, упражнения дыхательной гимнастики.
«Круглый стол» по теме «Роль семьи в речевом развитии ребёнка». Родители делятся опытом по данному вопросу, обсуждают и решают проблемные ситуации, связанные с развитием речи детей и поддержанием интереса детей к играм в домашних условиях. Родителям даются рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста, предлагаются дидактические игры, в которых родители вместе с детьми принимают активное участие.
В «Театральной гостиной» родители могут обсудить вопрос о значении театрализованной деятельности для формирования выразительной речи детей, затем родители показывают небольшой кукольный театр для детей. По окончании раздаются буклеты «Весело играем – речь развиваем» с подборкой игр для формирования выразительной речи в условиях семьи.
Во время проведения «Деловой игры» по теме «Развитие связной речи детей 5-6 лет» родители активные участники «Мозгового штурма», на котором уточняются знания о том, что такое связная речь, чему и как нужно учить детей, чтобы развить связную речь. Для них была проводится мини-лекция на тему «Что такое связная речь, её виды». Во время игры «Шкатулка педагогических идей» родителям предлагается сочинить сказку по вопросам, которые находятся в шкатулке. В конце «Деловой игры» родители проводят «Прямой эфир», где они дают рекомендации по развитию связной речи детей дошкольного возраста другим родителям.
Встреча в логопедической гостиной «Мы читаем Чарушина», позволяет родителям вместе с детьми поучаствовать в занимательной викторине по произведениям Чарушина, оформить совместную выставку работ, а также поучаствовать во всероссийской акции.
Дискуссия на тему «Роль дыхательной гимнастики» вызывает оживлённый интерес у родителей. Они сами попробуют выполнить упражнения на развитие правильного дыхания и поняли, что необходима систематическая работа в этом направлении.
Мастер-класс «Ах, эти согласные…» родители получают теоретические знания о согласных звуках, закрепляют полученные знания в играх.
Широко используется такая форма работы с родителями, как занятия — практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Они могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Индивидуальные практикумы носят коррекционную направленность. Основное внимание родителей на таких занятиях обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Положительно зарекомендовали себя семинары – практикумы для родителей. Тема одного из них звучит так — «Как учить стихотворение», в ходе которого участники вспоминают приёмы и методы; обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы, возникающие при заучивании стихов с дошкольниками дома. Педагоги на конкретных примерах помогают родителям освоить некоторые приёмы заучивания стихов.
Ориентируясь на рекомендации Т. В. Кротовой, О. Л. Зверевой, для активизации родителей, в конце каждого мероприятия, применяются методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач. Все это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями по речевому развитию воспитанников дает положительные результаты. Многие родители становятся активными участниками образовательного процесса и незаменимыми помощниками педагогов, осознавая, значимость своего участия в речевом развитии собственных детей.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М. : ТЦ Сфера, 2016.
3. Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверенина М. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. — Волгоград: «Учитель», 2014.
4. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. — С – Пб. : Детство – пресс 2013.
5. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. – М. : Издательство «Учитель», 2014.
6. Цветкова Т. В. Социальное партнёрство детского сада с родителями. — М. : ТЦ Сфера, 2013.