Лучший педагог года

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Лариса Ермакова
Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешное обучение в школе. Это вызывает необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиска новых и более эффективных научно обоснованных путей развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Безусловно, эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОО и семьи. Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ТНР являются осуществление конкретного взаимодействия воспитателя, родителей и учителя – логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Но без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательного процесса.

Публикация «Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи (в связи с насаждением экранов телевизоров западными мультфильмами). Всё это создает угрозу языковой катастрофы. Как следствие, все чаще наблюдаются нарушения в речи детей : недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи, присутствуют затруднения в понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы: Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева и др. Т. В. Короткова, являются:

• ухудшение здоровья детей

• неблагополучное социальное окружение ребёнка

• пассивность и неосведомлённость родителей в данной области

• большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера (Е. Смирнова)

Особые трудности в овладении связной речью возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Нарушение формирования основных языковых компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) при ТНР неизбежно отражается на формировании связной речи, начиная с диалогических ее форм (вопрос – ответ) и заканчивая монологом (авторское описание, повествование, рассуждение на тему).

Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата.

В исследованиях Т. В. Коротковой описаны категории проблем, которые возникают у родителей при взаимодействии с детьми :

• гиперопека, которая подавляет активность ребёнка, его стремление к самостоятельности;

родители часто не обладают специальными психолого – педагогическими знаниями;

• многие родители испытывают педагогическую неуверенность или недооценивают проблемы в развитии ребёнка.

Во ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания собственного ребенка.

Одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей можно осуществлять через внедрение интерактивных форм работы.

Задачи:

• выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;

• повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы;

• проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

Возможные результаты:

-повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей,

-активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс,

-положительное влияние на различные стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Работу с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного можно проводить в 3 этапа.

На первом этапе - анкетирование с целью выявления потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей.

На втором этапе - проведение комплекса мероприятий, включающий в себя разнообразные интерактивные формы работы с родителями, которые позволят им осознать роль семьи в речевом развитии детей.

На третьем этапе - анализ эффективности использования интерактивных форм с родителями. Данная работа позволила сделать выводы о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении.

Как показывает практика, наиболее действенными являются следующие формы работы с родителями :

- организация «Центра поддержки семей, проживающих в сельской местности, и имеющих детей дошкольного возраста с нарушением речи». Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствующая формированию активной жизненной позиции, передачи семейного опыта в вопросах речевого развития детей.

Стержнем работы является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом. В заключение раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая форма проведения с использованием игр, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы.

В увлекательной форме проходит встреча с родителями по теме «Представления родителей о здоровье и ЗОЖ у дошкольников. Вниманию родителей ширма- консультация о воспитании основ здорового образа жизни у дошкольников, подвижные игры, упражнения дыхательной гимнастики.

«Круглый стол» по теме «Роль семьи в речевом развитии ребёнка». Родители делятся опытом по данному вопросу, обсуждают и решают проблемные ситуации, связанные с развитием речи детей и поддержанием интереса детей к играм в домашних условиях. Родителям даются рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста, предлагаются дидактические игры, в которых родители вместе с детьми принимают активное участие.

В «Театральной гостиной» родители могут обсудить вопрос о значении театрализованной деятельности для формирования выразительной речи детей, затем родители показывают небольшой кукольный театр для детей. По окончании раздаются буклеты «Весело играем – речь развиваем» с подборкой игр для формирования выразительной речи в условиях семьи.

Во время проведения «Деловой игры» по теме «Развитие связной речи детей 5-6 лет» родители активные участники «Мозгового штурма», на котором уточняются знания о том, что такое связная речь, чему и как нужно учить детей, чтобы развить связную речь. Для них была проводится мини-лекция на тему «Что такое связная речь, её виды». Во время игры «Шкатулка педагогических идей» родителям предлагается сочинить сказку по вопросам, которые находятся в шкатулке. В конце «Деловой игры» родители проводят «Прямой эфир», где они дают рекомендации по развитию связной речи детей дошкольного возраста другим родителям.

Встреча в логопедической гостиной «Мы читаем Чарушина», позволяет родителям вместе с детьми поучаствовать в занимательной викторине по произведениям Чарушина, оформить совместную выставку работ, а также поучаствовать во всероссийской акции.

Дискуссия на тему «Роль дыхательной гимнастики» вызывает оживлённый интерес у родителей. Они сами попробуют выполнить упражнения на развитие правильного дыхания и поняли, что необходима систематическая работа в этом направлении.

Мастер-класс «Ах, эти согласные…» родители получают теоретические знания о согласных звуках, закрепляют полученные знания в играх.

Широко используется такая форма работы с родителями, как занятия — практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Они могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Индивидуальные практикумы носят коррекционную направленность. Основное внимание родителей на таких занятиях обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Положительно зарекомендовали себя семинары – практикумы для родителей. Тема одного из них звучит так — «Как учить стихотворение», в ходе которого участники вспоминают приёмы и методы; обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы, возникающие при заучивании стихов с дошкольниками дома. Педагоги на конкретных примерах помогают родителям освоить некоторые приёмы заучивания стихов.

Ориентируясь на рекомендации Т. В. Кротовой, О. Л. Зверевой, для активизации родителей, в конце каждого мероприятия, применяются методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач. Все это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.

Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями по речевому развитию воспитанников дает положительные результаты. Многие родители становятся активными участниками образовательного процесса и незаменимыми помощниками педагогов, осознавая, значимость своего участия в речевом развитии собственных детей.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М. : ТЦ Сфера, 2016.

3. Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверенина М. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. — Волгоград: «Учитель», 2014.

4. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. — С – Пб. : Детство – пресс 2013.

5. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. – М. : Издательство «Учитель», 2014.

6. Цветкова Т. В. Социальное партнёрство детского сада с родителями. — М. : ТЦ Сфера, 2013.

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 8 мая 2024 в 18:10
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД