Татьяна Кобзистая
Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников
У каждого из нас внутри талант таится
И очень важно в детстве дать ему раскрыться
В настоящее время в обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Педагоги оказываются в сложнейшей ситуации. Часто возникают проблемы в том, что ребенок не имеет самого элементарного выбора для создания творческих работ. Поэтому современная педагогика и психология ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Публикация «Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников» размещена в разделах
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Необходимо воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творческой деятельности детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощрение любознательности, сообщение детям знаний, вовлечение их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются :
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста является интеграция. Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объему, ёмким. Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно, создать эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие, усилить внимание к эстетическому воспитанию и формированию.
Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями:
1. Различные виды конструирования:
- Бумага. Сухомлинский В. А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное при работе с бумагой развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль.
- Строительные наборы. Наборы отличаются друг от друг степенью разнообразия, количеством и величиной строительных деталей, а вследствие этого и xарактером возможных конструкций. Но во всех случаях работа со строительным материале предполагает сочетание задач конструктивных и художественных.
2. Игра. Игра имеет огромное значение для развития фантазии и является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
3. Сказка. Она является богатейшим источником развития фантазии ребёнка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки.
4. Детское экспериментирование. Характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования.
5. Художественная деятельность. Это деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности детей, включая в себя различные виды человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой. Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
1) социальные, в том числе нравственно-этические;
2) эмоционально - чувственные, включая музыкальные;
3) художественно-эстетические;
4) логико-математические;
5) естественно – научные.
Тематика занятий может быть разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изобразительной деятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ, рассматриваемая на занятии. Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
Не ленитесь заниматься со своим ребенком и это сторицей к вам вернется! Вам не обойтись без терпения, трат времени и самоорганизации. Однако любовь, компромиссы и дипломатия помогут вам воспитать целостную и яркую личность!
Литература:
3. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
4. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
5. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. 92стр.
2. Подъяков Н. Н. «Новый подход к развитию творчества у дошкольников»// Вопросы психологии 1990 г. № 1 с. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности