Папки-передвижки

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников

Елена Самоделко
Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников.

Беликова В. Н., воспитатель

МБДОУ д/с № 33

Самоделко Е. В., педагог-психолог

МБДОУ д/с № 33, г. Белгород

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Публикация «Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников» размещена в разделах

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут проявлять свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших учений формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек) .

Для девочек, это игры на семейно – бытовые типы. Для мальчиков, это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей».

Работу с детьми по гендерной социализации мы проводим комплексно, используя все жизненные и специально подготовленные ситуации. НОД осуществляем в рамках тематических недель: например «Мы разные мальчики и девочки», «Мужчина и женщина - какие они?», «Я мальчик будущий мужчина», «Я девочка будущая мама», «Маленькие рыцари» и «Маленькие принцессы».

При подготовке к занятиям мы тщательно продумываем все моменты:

1. Пути решения познавательных задач должны носить как информационный, так и исследовательский характер.

2. Продумывать вопросы к занятиям, с учетом особенностей разного пола.

3. Использовать большие наглядности так, как это важно для мальчиков.

4. Использовать проблемные ситуации на занятиях помня, что для девочек нужны и важны ситуации развивающего характера.

При обучении детей новому материалу разделяем детей на подгруппы, мальчики и девочки, рассаживаем детей на занятиях мальчик – девочка, так как, дети взаимодополняют друг друга.

Вначале занятий используем игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам акцентировать внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных способностей особое внимание обращаем на:

-привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре к социально – одобренных образов женского и мужского поведения;

- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства, для игр «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

В процессе выполнения задач по представлению о различиях между мальчиками и девочками как внешних так и в чертах характера и поведения, воспитываем культуру общения с партнерами противоположного пола, в различных ситуациях и игровой деятельности детей.

Хочется отметить, что у детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу. Умение быть опрятными, видеть и устранять недостатки своего внешнего вида, одежды и др. Навыки оказания друг другу помощи в игре, совместной деятельности. Дети умеют видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Многие игры для девочек могут нравиться мальчикам и наоборот. Например игры «Волшебный цветок», где детям предлагали собрать «цветок Дружбы», взять листок и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Собрав цветок дети аплодируют друг другу. В игре «Как я дома помогаю» - отрывая лепесток от цветка дети называют обязанности, которые выполняли в семье (полив цветов, «воспитание» младших сестер, братьев). А также игру «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Благодарные поступки», «Пожелание» и др.

Одним из эффективных средств социализации как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях например: «Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы». Была проведена психолого-педагогическая диагностика «Рисунок человека», где в рисунках у девочек выражалась фемминость, а у мальчиков маскулинность.

Нами была запланирована и подобрана соответствующая художественная литература.

Для мальчиков и девочек – будущих мужчин и женщин подбираем сказки «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Маленькие умельцы и умницы», «Крошечка Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка». Для воспитания у детей качеств защиты и сострадания рассказываются сказки - «Русалочка», «Добрыня и змей». Сказки «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица» обучают мальчиков и девочек мужскому и женскому этикету. Мальчиков и девочек будущих мам и пап сказки «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик с пальчик» обучают детей мужским и женским обязанностям в семье. Обладанию опытом мужского и женского поведения в хозяйственной и бытовой деятельности способствовали трудовые поручения, которые так же распределялись в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняли работу связанную с применением физической силы, девочки с аккуратностью и опрятностью.

Именно роль педагога состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми в которых участвуют по желанию все дети так дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультировании (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например: провели консультацию «Игра - средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем провели практикум «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родителями не на славах, а на практике в совместной деятельности со своим ребенком освоили способы игровой деятельности. Предложили родителям создать совместно с ребенком альбом на тему: «Игры в которые я (мы) люблю (им) играть. Так же проводился семинар «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному», игра «Калейдоскоп», разработаны рекомендации для родителей «Особенности воспитания мальчиков и девочек»

Наше дошкольное учреждение в своём развитии идёт в ногу со временем и в процессе инновационной работы реализует одну из основных задач дошкольного образования – социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия эффективного развития личности ребенка. Неотъемлемой частью деятельности ДОУ в режиме инноваций является психолого–педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Мы считаем, что гендерное воспитание – важная часть воспитания дошкольника. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта, взаимоуважение и деликатность, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Публикации по теме:

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Рекомендации для родителей «Мы мальчики» Во время занятий физической культурой взрослый уделяет внимание на такие умения и качества как:.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 33, г. Белгород ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Консультация для воспитателей «Гендерный подход в организации игровой деятельности» Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию и воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей. Только благодаря систематическим.

Гендерный подход в организации развивающей среды группыГендерный подход в организации развивающей среды группы Для реализации данной задачи необходимо создать мобильную развивающую среду с учётом возрастных возможностей детей. Усвоение гендерного поведения.

Комплексный подход в организации процесса обучения и воспитания дошкольников с трудностями в обучении Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день.

Круглый стол с педагогами «Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ»Круглый стол с педагогами «Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Степанова Ю. В. Цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить.

Консультация «Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении» Современная система дошкольного образования в России развивается, как вариативная, что достигается прежде всего за счет многообразия образовательных.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Личностно-ориентированное воспитание дошкольников Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Семинар-практикум «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников» СЕМИНАР «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников» 1. Вводная часть. Актуальность (1) Многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 20:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Самоделко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД