Юлия Солонина
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированное воспитание дошкольников
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Публикация «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Личность человека формируется с первых лет жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложной структуре личности. В самые ранние года жизни нервная система ребёнка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте формируются основы личности. В дальнейшем развиваются те качества, которые были заложены в раннем детстве. Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога, работающего с дошкольниками, воспринимать детей как личность.
Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье, формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка.
Воспитатель должен не подгонять развитие каждого ребёнка к определенным канонам, а предупреждать возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматривать не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находясь на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребёнка доминируют одни качества, а у других – другие. Индивидуальность ребё нка зависит от :
• Врожденных биологических задатков;
• Влияние среды, в которой живет ребёнок;
• Личной активности ребёнка;
• Воспитательного воздействия окружающих людей.
В соответствии с этим, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:
1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. «Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков».
2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.
3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты. «В конце занятия побуждаю детей высказывать своё личное мнение по таким вопросам как : «Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему?». Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.
4. Принимать ответственность за себя и своё окружение. «Вовлекая детей в процесс обсуждения и самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил поведения, постепенно передаю функцию контроля в руки самих детей». Строить с другими людьми отношения.
5. Сотрудничества. Личностно – ориентированная методика стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через разные формы работы в образовательной деятельности, в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребёнка.
Создавая условия для развития индивидуальности детей в группе создали изменчивую и вариативную развивающую среду с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. В группе организованы зоны:
• Эмоциональной разгрузки, где дети весь свой негативный внутренний мир могут передать в рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах.
• Зону творчества, где дети пишут и рисуют фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластилина, создают как коллективные, так и индивидуальные работы.
• Физкультурный уголок, где дети имеют возможность поиграть, используя нестандартное оборудование.
• Театральную зону, где разместила маски, атрибуты, различные виды театров. Активизирую речь детей через: игры- занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием полноценного психического развития.
• Игровую зону, где дети находят занятия по интересам. У девочек есть кухонный гарнитур, они с большим желанием играют с ним в сюжетно-ролевые игры, для которых есть все необходимые атрибуты и они чувствуют себя там настоящими хозяюшками.
• А у мальчиков есть гаражи, в которых стоят машины, тракторы, автобусы и другая техника. Для всех найдутся занятия по интересам.
Планируя свою работу в образовательной деятельности, опираюсь на следующие принципы построения учебного плана:
• Вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребёнку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей).
• Гибкость (по ходу занятия вношу в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей).
• Открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь). Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей этих важных личностных качеств. Цели личностно- ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. И только при хорошо налаженном педагогическом общении детей и педагога последнему удаётся выяснить, как «вписывается» этот мальчик и девочка в детский коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидуальных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность ребёнка, интегрированная в коллективе или вообще не сулившая в нём адаптироваться. Так если ребёнок не высоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потери уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически указывает ребёнку на его неудачи, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания психологию этого ребёнка, примирившегося с подобным положением вещей.
Только бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к её перспективам, дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которая будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях.