Татьяна Алексеенкова
Интегрированное занятие в старшей группе «Банда умников» с использованием ИКТ
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы
Образовательные области: Познание, коммуникация, социум, здоровье.
Разделы: ФЭМП, развитие речи, обучение грамоте, валеология, основы экологии, ознакомление с окружающим миром.
Межпредметные связи: Художественная литература
Тема: «Банда умников»
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Банда умников“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Учить составлять мнемосхемы, дать представление о жизни людей в пещерах. Формировать представление о животных пещер, о явлениях живой и неживой природы. Помочь понять смысловое значение фразеологизмов.
• Развивать фонематический слух, речь, мышление, слуховое внимание, восприятие. Закрепить темпо-ритмические и динамические характеристики звучащей речи, умение владеть своим голосовым аппаратом, умение элементарного самоанализа и саморегуляции своих действий, коммуникативные навыки, аналитическое мышление в эксперименте (анализ, синтез).
• Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи в выполнении заданий.
Словарная работа: «Умный в гору не пойдет», «Кудыкина гора», наскальные рисунки, искусственный снег.
Полилингвальный компонент: гора – тау, mountain; камень – тас, stone ; снег – ар, snow ;
Оборудование: Колокольчик, 2 ноутбука, презентация- тест «Природа», листы бумаги и маркеры педагогам по количеству, камни большие, камешки маленькие, фонарики, веревка, пещера и оборудование к ней: силуэты животных, шерсть в банке, пещерные звуки, видео о пещерах; видео наскальных рисунков, фитболы, оборудование для опыта: сода, пена для бритья, салфетки, кувшин, таз, вода, емкость для искусственного снега, украшение для снеговиков; мелки восковые, цветные камешки, озеро, видео-сюрприз «День детей». Музыкальное сопровождение: «Я рисую этот мир», «Снеговик», «Кілді кн», Клоун Плюх «Умный в гору не пойдет».
Воспитатель берет колокольчик, предлагает детям передать его по кругу, проговаривая слова:
Проявляют интерес к словам воспитателя. Дети встают в круг.
Колокольчик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Для меня и для друзей,
Поиграй-ка веселей!
У кого окажется колокольчик по окончании слов, тот становится в круг и звонит, остальные дети проговаривают слова и выполняют движения, подражая животным.
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики звонили!
Дили-дили-дили-дили -
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Дили – день!Дили - день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
И ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся
Динь-день! Динь-день!
Не проспите новый день!
- Ну, вот, ребята, и наступил новый день, всех вас разбудил веселый колокольчик? Хорошо! Ну что ж много нового узнаем, что, ребята, начинаем? С удовольствием соглашаются.
Воспитатель: -Зовет детей к ноутбуку. «Сейчас, сейчас, я вам покажу что – то интересное…Ищет. Да где же оно?
Дети: Ну, что не найдете? А вы на Яндекс диск записали? Может в контакте поищите или в агенте? А может на флэшку закачали? Видео фильм на Ютубе? А это презентация или тест? Может опыты какие?
Воспитатель: И такая дребедень, целый день! Нет, это не дети, а целая банда умников! Затем показывает рукой на педагогов. Справа «банда умников», слева «банда умников»! Это какая - то эпидемия! А какое же лучшее средство от этой эпидемии, конечно (вместе) - профилактика! Воспитатели, потирая руки и наступая на детей. Так., займемся профилактикой! Ну, что банда умников держитесь…
- Знаю, у вас и девиз есть!
Дети: Мы - не банда, мы – команда!
Проговаривают: «Друг за друга мы горой, таков обычай наш простой!»
Воспитатель: Ну, раз вы команда, вам первое командное задание. Только скажите, не с кудыкиной ли вы горы? Слышали такое выражение «Кудыкина гора?»
Дети: Нет, не слышали.
Воспитатель: А давайте попросим наших дорогих педагогов изобразить это выражение на своих листах, как они понимают это выражение, мы думаем, это будет интересно, и в конце нашей встречи, они попробуют вам это объяснить.
- И так, раз вы друг за друга горой, давайте построим гору. Просит пройти детей к экрану. Обращает внимание детей на лежащие камни. Сейчас на экране появится вопросы и варианты ответов. Я вам зачитаю вопрос, вы должны выбрать ответ. Если он верный появится правильный ответ, и вы будете ставить первый камень, и так мы сможем построить гору.
Дети: Берут камни, внимательно слушают, отвечают на вопросы, строют гору.
Тест «Природа»
Воспитатель предлагает игру «Стоит гора старушка».
Стоит гора – старушка,
До небес макушка
Её ветер обдувает,
Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает, камешки теряет
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Дети: Поднимают руки вверх.
Тянутся на цыпочках.
Обмахивают себя кистями рук.
Встряхивают кистями рук.
Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.
Изображают камешки.
Часть детей отходят в сторону.
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! Двумя руками показывают на пустое место. Дети проговаривают слова, постепенно гора распадается на отдельные камешки.
Воспитатель рассказывает, что есть в народе такое выражение: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Предлагает нарисовать мнемосхему «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».
Дети слушают, повторяют, предлагают варианты, составляют мнемотаблицу, запоминают.
Воспитатель предлагает вспомнить стороны света.
На экране тренажер «Стороны света».
Дети: Поют, повторяют действия на экране. «Север, запад, юг, восток».
Воспитатель обращает внимание на гору, предлагает ее обойти.
Игра «Эхо» разучивает с детьми чистоговорку. Идут под песенку «Умный в гору не пойдет». Повторяют:
Ра – ра – ра - на пути стоит гора,
Ди – ди – ди - эту гору обойди,
Ук - ук- ук- как красиво тут вокруг,
Ри – ри- ри- а в горе что, посмотри!
Вход в пещеру.
Предлагает обследовать пещеру внутри.
Предлагает послушать звуки пещер. Спрашивает, какие звуки они слышат? Кого можно увидеть в пещере? Находят в горе пещеру.
Дети берут фонарики, веревку, входят внутрь, обследуют, называют животных пещеры, слышат звуки и определяют на слух, кто их издает.
Называют, рассказывают интересные факты :
- А знаете ли вы, что когда вылетает летучая мышь, из пещеры она всегда летит налево, но ученые еще до конца не разобрались с этим вопросом.
- А знаете ли вы, что даже в момент покоя и сна – змея все видит.
- А знаете ли вы, живущие в пещерах питоны, часто охотятся на летучих мышей.
- А знаете ли вы, что пауки, живущие в пещере слепые, они ориентируются на ощупь и по запаху.
Воспитатель интересуется, хотят ли дети узнать больше о пещерах?
Дети: Да, хотим.
Предлагает сесть и посмотреть на волшебный экран. Видео о пещерах.
Дети смотрят познавательное видео.
Воспитатель предлагает выйти из пещеры, рассказывает о жизни древних людей в пещере. Выходят из пещеры, слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Пещеры – это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстия на поверхности земли. Раньше древние люди жили в пещерах, они прятались от жары и холода, от хищных животных. На стенах пещер они оставляли рисунки, ученые их изучали, так мы узнали о жизни древних людей. Предлагает посмотреть фото наскальных рисунков?
Дети: Соглашаются, смотрят на экран, комментируют рисунки, что видят на экране.
Показ на экране «Наскальные рисунки в пещерах».
Предлагает оставить наскальные рисунки о нашей сегодняшней жизни.
-Что можно нарисовать интересного из окружающего нас мира?
Дети: Компьютер, телевизор, сотовый телефон, самолет, ракету, машину, поезд, высокие дома, спутниковую антенну, пылесос, стиральную машину, микроволновую печь, робота, мост, подъемный кран и т. д.
Рисуют мелками на стене пещеры.
Помогает детям, задает наводящие вопросы. Спрашивает, что нарисовали. Обходит вместе с детьми гору, рассматривают рисунки.
Воспитатель: А я нарисовала мяч – фитбол, на котором можно попрыгать и повеселиться. А вы хотите? - А теперь пришла пора, порезвится, детвора.
Физминутка на фитболах. Выполняют упражнения на фитболах.
Воспитатель обращает внимание на то, что на вершине горы лежит снег? А откуда идет снег? Дети: Из туч.
Воспитатель предлагает узнать, как получить искусственный снег, который не тает? Тогда проведем эксперимент. Предлагает пройти в лабораторию.
Дети дают согласие, проходят в лабораторию.
Предлагает потрогать снег, какой он? Холодный?
Уточняет, что снег рыхлый. Рассыпчатый, из него можно слепить комочек. Предлагает попробовать.
Дети проводят эксперимент: смешивают пену и соду, получают исскусственный снег. Рассказывают во время опыта, каким бывает снег (белым, пушистым, липким и т. д, какая пена (воздушная, мягкая, ароматная)
Лепка снеговика из искусственного снега.
Лепят, рассуждают, делают выводы.
Воспитатель:-Ребята, вам понравилась наша игра? Вы хотели бы еще сюда вернуться и узнать что- то новое и интересное? Есть такая традиция, чтобы вернуться на тоже место еще раз нужно, нужно загадать желание и бросить монетку в воду, но монеток у нас с собой нет, но у нас есть волшебные разноцветные камешки с горы самоцветов. Мы можем их бросить вот в это горное озеро. Но при этом сказать заветные слова. Например: «Я хочу еще раз вернуться сюда, потому что, узнала о тайнах пещер».
Дети высказывают свое мнение. Желание вернуться еще раз, бросают камешки в озеро, начинают говорить со слов: «Я хочу еще раз вернуться сюда, потому что, я узнал….»
Делятся впечатлениями.
Воспитатель:- А теперь мы попросим наших дорогих педагогов сказать было ли им интересно? И показать, что они нарисовали и разъяснить, что же такое «Кудыкина гора».
Слушают, запоминают.
Воспитатель хвалит детей.
Ожидаемый результат:
Знать: значение фразеологизмов, значение словарных слов; стороны света.
Иметь: представление о жизни людей в пещерах, о животных пещер, о явлениях живой и
неживой природы;
представление о полингвальном компоненте;
Уметь: составлять мнемосхемы, выполнять упражнения на фитболах, лепить снеговика;
отвечать на вопросы полным ответом;
оказывать взаимопомощь в коллективной деятельности;
проводить опыты в совместной деятельности.
Воспитатели: Герасимова И. О., Алексеенкова Т. Ю.