Фатима Хаутиевна
Интегрированное занятие по развитию речи и окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима» (с использованием мнемотаблиц)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи и окружающим миром в старшей группе (с использованием мнемотаблиц)
МКОУ «НШДС с. п. В – Акбаш»
Конспект
интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима» (с использованием мнемотаблиц).
Воспитатель: Ашибокова Ф. Х.
2016 – 2017 уч. г.
Февраль, 2017г.
Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи и окружающим миром в старшей группе „Зимушка-зима“ (с использованием мнемотаблиц)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять рассказ о зиме по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения опираясь на картинки.
Развивающие: Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе: не рвать редкие виды растений.
Оборудование: картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, «снежки».
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Воспитатель: Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение.
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
Ребята, как вы думаете,какое сейчас время года? (Зима)
Сегодня последний день зимы. Зимушка- зима хочет с нами попрощаться и приготовила для нас задания. Если мы справимся с заданиями, завтра наступит весна.
Давайте вспомним, как называются зимние месяцы?
Дети: - Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: - А какие изменения происходят в природе зимой?
Дети: - Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.
Воспитатель: - Вы любите кататься с горки?
Дети: - да.
Воспитатель: - А из чего строим горку?
Дети: - из снега.
2. Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).
Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.
Начинаем:
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).
хорошее, прекрасное, плохое).
Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные (мука, сода, соль, сахарный песок, порошок).
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).
Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.
3. Составление предложений.
Воспитатель: - А сейчас мы отправимся на прогулку (вывешивает на доску картинки – шапка, шуба, шорты, коньки, санки, лыжи ….).
- Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки в зимнее время? И почему? (дети составляют предложения).
Работа по карточкам «Зимние считалочки», «Что было сначала, а что потом?».
Игровое упражнение «Различай были и небыли».
- Выпал снег, Алеша вышел загорать.
- Мальчик поехал в лес на лыжах, чтобы собирать грибы.
- Осенью часто идут дожди.
- Весной все птички улетели в тёплые края.
- Зимой сильный мороз и много снега.
- Зимой все дети ходят в купальниках.
Физминутка: «Снеговик».
Давай, дружок, смелей дружок (идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком).
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком (рисуют руками большой круг,
И станет ком снеговиком (рисуют снеговика из трех комков).
Его улыбка так светла! (широко улыбаются).
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, как бы держат метлу в руке).
Но солнце припечет слегка – (медленно приседают).
Увы! – и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами).
4. Рассказ воспитателя «Гостья зима» .
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться составлять рассказ о зиме. Чтобы красиво и правильно произносить слова нужно повторить чистоговорку.
Чистоговорка «Зима».
Ма-ма-ма- пришла снежная зима.
Ег-ег-ег- все засыпал белый снег.
Ки-ки –ки- любим мы играть в снежки.
Теперь послушайте,какой рассказ составила я.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:
- Кто пришел к нам в гости?
- Чем зима накрыла землю?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
5. Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблице:
Воспитатель: - Ребята, какие слова мы использовали для составления рассказа? (дети перечисляют). Они нам помогут отгадать загадки.
6. Отгадывание загадок (дети отвечают на вопрос – по каким словам догадались, что это - зима, и т. д):
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам в двадцатый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим,уж такой у нас режим. (Лыжи.)
Тяжело нам в них ходить по асфальту летом,
Но легко по льду скользить нам зимой при этом. (Коньки).
Носится, свищет, мечется, рыщет,
Где пробежит, листик дрожит,
Где пронесется, дерево гнется. (Ветер).
С горки сами вниз летят, а на горку не хотят,
Надо в горку за веревку каждый раз тянуть назад. (Санки).
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые …. (Снежинки).
- Давайте представим себе, что мы маленькие веселые снежинки, которые падают из тучки. Их ровные белые ручки – лучики помогают опускаться на землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают все вокруг белым, пушистым ковром.
- Откуда же берутся снежинки, как они образуются?
Ответ мы найдем, если проведем опыт. Сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями.
Предлагаю детям провести опыт: нагреваю воду в электрочайнике и наливаю в стакан. Над стаканом поднимается пар.
- Накроем стакан стеклянной подставкой. Что на ней появилось?
Ответы детей: капельки воды.
- Вот так и в природе происходит. Солнце нагревает землю и водоемы. Вода от нагревания испаряется, пар поднимается вверх. Под воздействием холодного воздуха замерзает и падает на землю в виде снежинок. (Выставляем на мороз стеклянную подставку с капельками пара или помощник воспитателя несет её в холодильник, чтобы замерзли капельки).
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданиями зимушки – зимы. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Наступит весна согреет землю, распустятся подснежники.
Подснежники.
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.
Наберу я подснежников целую корзину. Как вы думаете хорошо это или плохо?
Дети: Хорошо.
Воспитатель Почему?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Подснежники люди рвут и их становится всё меньше, их даже занесли в Красную книгу: это такая книга, в которую записывают исчезающие растения и животных, которые надо охранять. Поэтому рвать эти цветы нельзя. Что же делать, так хочется, чтобы распустились цветы? Мы приготовили цветы своими руками и хотим поделиться с гостьями. Подарить цветы.