Пескова Ольга Алексеевна
Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных проблем всестороннего формирования личности дошкольников является развитие у них познавательной активности.
Н. В. Пророк в своих трудах, посвященных развитию личности детей дошкольного возраста, подчеркивает необходимость предоставления детям «ключа» к познанию действительности, а не стремления к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [26].
Согласно ФГОС дошкольного образования одними из требований к уровню подготовки воспитанника относятся любознательность, познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам, владение логическими операциями и т. п.
Как отмечает К. Д. Ушинский, успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью ребенка, так как формирование представлений зависит от того, насколько ребенок активен, увлечен и заинтересован деятельностью [28].
Проблема формирования познавательной активности у дошкольников всегда находилась в центре научных интересов педагогов: В. К. Дьяченко, Я. А. Коменского, В. А. Сластёнина, К. Д. Ушинского, И. М. Чередова и др., психологов: В. Н. Аксюченко, А. П. Архипова, Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернер, Л. П. Аристовой, Т. И. Шамовой, В. И. Лозовой, А. А. Петрикевич, И. В. Житко и многих других.
Развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста способствует определенная организация деятельности, вовлекающая дошкольника в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
К одному из таких видов деятельности относится наблюдение за природой, включающее развитие у дошкольников различных сенсорных, психических, мыслительных процессов, которые опираются на эмоциональные и волевые стороны личности дошкольника.
Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский «всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения» [30].
Позже К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики [28].
С. Л. Рубинштейн отмечает, что наблюдение является результатом осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности дошкольника [26].