МААМ-картинки

Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира

Пескова Ольга Алексеевна
Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из самых актуальных проблем всестороннего формирования личности дошкольников является развитие у них познавательной активности.

Н. В. Пророк в своих трудах, посвященных развитию личности детей дошкольного возраста, подчеркивает необходимость предоставления детям «ключа» к познанию действительности, а не стремления к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [26].

Согласно ФГОС дошкольного образования одними из требований к уровню подготовки воспитанника относятся любознательность, познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам, владение логическими операциями и т. п.

Как отмечает К. Д. Ушинский, успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью ребенка, так как формирование представлений зависит от того, насколько ребенок активен, увлечен и заинтересован деятельностью [28].

Проблема формирования познавательной активности у дошкольников всегда находилась в центре научных интересов педагогов: В. К. Дьяченко, Я. А. Коменского, В. А. Сластёнина, К. Д. Ушинского, И. М. Чередова и др., психологов: В. Н. Аксюченко, А. П. Архипова, Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернер, Л. П. Аристовой, Т. И. Шамовой, В. И. Лозовой, А. А. Петрикевич, И. В. Житко и многих других.

Развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста способствует определенная организация деятельности, вовлекающая дошкольника в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

К одному из таких видов деятельности относится наблюдение за природой, включающее развитие у дошкольников различных сенсорных, психических, мыслительных процессов, которые опираются на эмоциональные и волевые стороны личности дошкольника.

Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский «всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения» [30].

Позже К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики [28].

С. Л. Рубинштейн отмечает, что наблюдение является результатом осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности дошкольника [26].

Публикации по теме:

«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё.

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Наглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослыхНаглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых Людмила Рыбакова «Наглядность, как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых». Мультимедийная презентация для педагогов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 13:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Пескова Ольга Алексеевна (УИ 3535805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД