Марина Егорова
Интегрированное занятие (познавательное развитие) «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
Ознакомление
с окружающим миром
Тема: «Вода. Свойства воды»
Старшая группа
Воспитатель: Егорова Марина Юрьевна
2016г.
Цели.
1. Образовательные:
• ознакомление детей со свойствами воды :
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- вода может растворять предметы.
Публикация «Интегрированное занятие (познавательное развитие) „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой.
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
2. Развивающие :
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Воспитательные.
• развивать социальные навыки :
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
• прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал.
• Прозрачные стаканчики разной формы.
• Вещества, для растворения: соль, сахар.
• Глобус, карта, картинки, рисунки детей, аудио запись реки, моря, ручейка, дождя.
Ход занятия.
1. организационный момент.
- здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканал «РОССИЯ». Мы с вами находимся в познавательно - исследовательском центре «Солнышко» перед вами ученые, которые полгода работали над проектом «Вода». И наконец - то они приглашают нас в свою лабораторию, для того чтобы поделиться своими открытиями.
2. работа в мини – музее «вода».
Мы находимся в фае лаборатории, где находится мини – музей. И об этом музее сейчас мы много интересного узнаем.
- как называется ваш мини – музей? (музей –воды)
- какие экспонаты есть в вашем музее? (это глобус, на нём есть реки, моря, океаны. Они обозначены синим цветом – это вода.)
- а это что? (это карта, на ней синим цветом тоже обозначена вода)
- это понятно, но почему у вас в музее лежит льдинка? (льдинка – это замерзшая вода)
-обратите внимание, уважаемые телезрители на фотографию наших ученых. Эта фотография тоже в музее. Почему? (потому, что в организме человека тоже есть вода)
-запомните уважаемые телезрители, вы тоже состоите из воды! Но я бы хотела ещё узнать у наших ученых вот об этих картинках. Зачем они тут? (на них нарисовано как человек использует воду. Например: готовит еду, поливает цветы, моет руки, стирает)
Расскажите что на этом рисунке. (электростанция. С помощью воды вырабатывается электрический ток)
- Что вы можете ещё рассказать о воде? ( вода нужна всем: рыбам, животным, птицам, растениям, людям).
- молодцы! Замечательный музей, много экспонатов, и очень много вы знаете о воде. Но нам пора дальше.
3. музыкотерапия.
- мы видим, уважаемые телезрители замечательный уголок отдыха. «Работай – но про отдых не забывай» - вот девиз наших ученых. Давайте посмотрим как они отдыхают. (дети садятся на ковер закрывают глаза. Звучит фонограмма «Шум реки» - дети выполняют движение – плывут)
-Как интересно! Что вы делаете? (мы купаемся в речке звучит «шум дождя» - дети делают движения рукой – прячутся по зонтиком)
А если и вы, уважаемые телезрители боитесь дождя, открывайте зонтики, как делают наши ученые. («Шум ручья» - дети из рук делают лодочки и пьют воду)
- зачем вы пьете воду? (родниковая вода - самая вкусная)
(воспитатель пробует воду) – очень вкусная вода, обязательно попробуйте родниковую воду. (звучит «шум моря» - дети ложатся, загорают)
- обратите внимание, телезрители, ученые даже с отдыхают с пользой. На слух могут определить звуки воды. Молодцы! Отдохнули пора в лабораторию.
4. лабораторные опыты.
-уважаемые ученые, занимайте свои места в лаборатории, а я пока напомню нашим телезрителям, что мы находимся в познавательно – исследовательской лаборатории «Солнышко». Мы подходим к первому лабораторному столу. Давайте познакомимся. Перед вами старший научный сотрудник … (имя ребёнка).
- над какой темой проекта вы работали и что вам удалось узнать?
Я долго думала, что такое вода? У меня стакан с водой. Воду стала переливать в другой стакан. Вот так. У меня все получилось. Вода легко переливается. А все что можно перелить – это жидкость. Вот я и узнала что вода – это жидкость!
- вам было интересно работать над этой темой? (да)
- чтобы вы хотели сказать телезрителям? (попробовать этот опыт дома)
- уважаемые телезрители попробуйте это же опыт с водой, у вас все получится. А мы пока переходим к следующему лабораторному столу. Представьтесь, пожалуйста.
я…., работала над темой: «может ли вода иметь форму?» Как проверить? Взяла кастрюльку налила туда воду, вода приняла форму кастрюльки, эту же воду перелила в чайник, вода приняла форму чайника. Я поняла, что вода принимает форму того предмета, в который её наливают. А сама вода формы не имеет.
-Как интересно! Спасибо! Не забудь - те, телезрители у воды формы нет. А мы продолжаем свою работу в лаборатории «Солнышко». И следующий рабочий стол. Здесь работают
Я …. я хотел доказать, что вода без запаха. У меня стакан с водой. Понюхайте воду в стакане. запаха нет. А теперь добавлю ложку кофе. Понюхайте. У воды появился запах. Значит вода взяла запах кофе. Можно сделать вывод вода без запаха.
- подскажите мне, пожалуйста, где можно использовать это свойство воды? (дома, когда варим компот. Если добавить малину,- то чувствуем запах малины, а если смородину, то запах смородины)
- молодцы! А у нас, уважаемые телезрители, реклама. Не уходите, она вам будет полезна.
5. Физминутка.
Льётся чистая вода. (открываем кран и произносим звук «С-С-С»)
Мы умеем сами мыться (потираем ладонь о ладонь)
Моем носик, моем ротик (показываем)
Моем шею, моем уши (показываем)
После вытираемся посуше. (показываем)
- реклама пролетела быстро и мы продолжаем свой репортаж из познавательно – исследовательского центра «солнышко» Представьтесь.
Я ….я работала над темой «Есть ли у воды вкус?» я попробовала воду. У вода без вкуса. А если я добавлю сахар? (добавляет ложку сахара) вода стала сладкой.
- а что же делает ассистент старшего научного сотрудника?
Я тоже попробовала воду в стакане, вкуса нет, теперь я добавила соль – вода соленая. Значит у воды нет вкуса. Вода – это растворитель.
- где мы используем это свойство воды? (когда мы пьем чай. Растворяем в чае сахар)
- запомните телезрители вода – растворитель и это свойство вы используете тогда, когда вы собираетесь попить чай с сахаром.
- и наконец мы у последнего лабораторного стола. Расскажите о себе.
Я …. Мне стало интересно, какого цвета вода? У меня два стакана. В одном стакане вода, во втором стакане молоко. Я беру одну ложку и опускаю в стакан с водой, а вторую ложку в стакан с молоком. Внимательно смотрим. Через воду ложку видно, а через молоко нет. Значит вода прозрачная и бесцветная.
- вы стакан воды налили
Опыт провели удачный
Мы с тобой установили-
Чистая вода - прозрачная!
Молодцы! Хорошо вы поработали над проектом. А вы, телезрители, ещё раз посмотрите на наших ученых. Запомните их, за ними новые открытия, в них наше будущее. А мы идем дальше.
6. выставка рисунков «Веселая капелька».
- где мы находимся? (мы находимся на выставке рисунков)
- как называется выставка рисунков? (выставка называется «Веселая капелька»)
- обратите внимание, уважаемые телезрители, что перед вам - ученые тире художники. Они не только изучают воду, но и рисуют её. Если вас заинтересовала эта выставка вы её можете посетить в познавательно – исследовательской лаборатории «Солнышко». Мы вас ждем. А пока давайте подведем итоги.
7. подведение итогов.
-Расскажите ещё раз - Что такое вода?
Вода – это жидкость, растворитель, вода прозрачная, без запаха, замерзает, загрязняется, испаряется, вода нужна людям, растениям, животным, птицам, воду нужно беречь.
- мы завершаем наш репортаж с познавательно – исследовательской лаборатории «Солнышко» и в заключении мне бы хотелось сказать такие слова:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги—
Мы ведь на планете не одни!