Светлана Коволёва
Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная капля воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная капля воды»
Цель:
1. Уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах (прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода обладает свойствами растворять).
2. Развивать навыки проведения опытов в детской лаборатории, тем самым способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному размышлению.
Публикация «Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста „Волшебная капля воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Развивать социальные навыки : умение договариваться, учитывать мнение партнеров.
4. Активизация и обогащение словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
Рассматриваем глобус, карту мира, проводим беседу-рассуждение «Если б не было воды», «Художественное слово о роднике, реке, море и др. водоемах».
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, видеозапись, бутылочки, баночки, блюдце, резиновая перчатка, вода, молоко, металлический брусок, стаканы с питьевой водой, фломастеры, дневники наблюдений.
Ход занятия
- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, но прежде мы должны отгадать загадку и тогда мы узнаем тему занятия.
Загадка: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без… (Воды)
- Да, действительно речь сегодня пойдет о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.
- В природе мы можем увидеть много воды – где?
- Дети: в луже, море, реке.
- А мало воды?
- Дети: дождь, роса.
- Ребята, скажите, а как образуется лужа?
- Дети: идет дождь, и капает много капель в углубление в земле, и образуется лужа.
- Да, ребята, так образуется большинство водоемов.
- А сейчас у нас с вами есть возможность убедиться в действии (физ-минутка).
- Ребята, к нам в гости пришла «Тучка» (помощник воспитателя, вы будете – капельки.
- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуком дождя).
Полетели капельки на землю (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками («капельки» составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой («ручейки» соединяются в одной цепочке). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились и вернулись к «Тучке» (Дети рассаживаются на стульчики).
- А что такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы ответить на все вопросы, мы отправимся в нашу лабораторию, но прежде вспомним правила работы в лаборатории: показать символы, дети перечисляют правила.
Не шуметь, этим вы мешаете друг другу.
Аккуратно обращаться с посудой.
Помнить, что стекло может биться, и им можно порезаться.
Слушать воспитателя.
1. А теперь внимательно слушаем первое задание: предлагаю спрятать металлический брусок. Дети самостоятельно выполняют задание.
- Виден ли брусок в стакане с молоком?
Дети: - Нет.
- А в стакане с водой?
Дети: - Виден хорошо.
- Какой можно сделать вывод?
Дети: - Одно из свойств воды – прозрачность.
2. А теперь приступаем к следующему опыту.
На столах стаканы с водой. – Попробуйте.
Какой можно сделать вывод? Есть ли у воды вкус?
- Вода без вкуса.
- Ребята, как определить, пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: - Ее надо понюхать.
Какой вывод можно сделать?
- Вода не имеет запаха.
3. Ребята, посмотрите, у вас на столе лежит кубик и шарик. Какой они формы?
Дети: - Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
- Ребята, а если мы эти фигуры опустим в стакан, положим на блюдечко или на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: - Нет, в любом месте они останутся кубиком и шариком. Форма их не меняется.
- А есть ли форма у воды? Что нужно сделать, чтобы определить, имеет ли форму вода?
Дети: - Будем наливать воду в баночку, блюдце, резиновую перчатку. (Самостоятельная работа детей).
- Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: - Что вода принимает форму сосуда, в который мы наливаем ее.
- Ребята, мы сегодня с вами опытным путем познакомились еще с некоторыми свойствами воды. Это такие как (помогите мне) :
Дети: - Вода прозрачная, без запаха, без вкуса, вода принимает форму.
Во второй половине дня проводится творческая работа: Зарисовать свои наблюдения в дневниках наблюдений. А на следующих занятиях мы продолжим знакомство со свойствами воды.
Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что оно относится к этапу самостоятельных исследований. Занятие проводилось в рамках намеченного плана, но по ходу дети проявляли большую самостоятельность, что поощрялось, но не подавлялось. Например, дети сами предложили определить растворяющее свойство воды. Детям очень нравится работа в лаборатории, они находятся в постоянном исследовательском поиске всего, что связано с водой, зная, что мы будем на следующем занятии продолжать работу над темой «Вода».
Конечно, бывают и трудности, когда необходимо переубедить ребенка в его ошибочных гипотезах. Для этого проводился опыт более детально проработанный, чтобы ребенок мог наглядно увидеть свою ошибку.
А вообще это очень интересная тема: «Исследовательская работа» не только для детей, но и для воспитателя.