Ирина Гикавчук
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать +Заказ
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: оборудование для проведения опытов: стакан с водой, трубочка, свистульки, полиэтиленовый пакет, воздушные шары по количеству детей, груша резиновая, бутылка пластмассовая, веер, тетрадный лист.
Организационный момент:
Заходит в группу Лисенок с воздушными шарами в руке.
Л: Здравствуйте, ребята! Где это я оказался? (в детском саду)
Л: Я только что был в гостях у Совы, и она подарила мне вот эти воздушные шары! (Задумчиво). И почему-то сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары!
В: Лисенок, а не кажется тебе, что воздушный шарик может о чём-то тебе рассказать?
Л: Нет, не кажется, шары не умеют говорить!
В: А ты знаешь, почему он так называется?
Л: Нет! Объясните, пожалуйста, ребята! (Потому что внутри шарика есть воздух) .
Л: А что такое воздух?
Предлагаю детям сесть на ковер и приглашаю Лисенка к нам присоединиться.
Л: Из чего он состоит? (Кислорода и других газов).
Л: А для чего он нам нужен?
В: Лисенок, а ты все понял? Сможешь отгадать нашу загадку?
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Л: Почему я его не вижу, не слышу и не чувствую? (Потому что он невидим)
В: Ребята, разве воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать? (Можно) Вот сейчас наши дети помогут тебе в этом убедиться!
В: Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории.
Приглашаю детей за столы.
В: Для начала мы увидим воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
В: Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы) .
В: Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы) .
В: Да вы правы ребята, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно. А есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .
В: А давайте проверим. Ребята. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.
Л: Ой, ребята, что это происходит с водой? (выходят пузырьки) .
Л: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .
В: Пузырьки - это воздух который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
В: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку? (Опускаю стакан в воду) Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет) .
В: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.
В: Вот так Лисенок мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать? (да) .
В: Дл того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.
В: А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).
В: Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так Лисенок мы можем почувствовать воздух. А как еще можно почувствовать воздух?
Физминутка
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
В: А сможем ли мы услышать воздух? Как думаешь Лисенок?
Л: Я думаю, что нет, ведь мы его даже не видим.
В: А вот и можно. Ребята, как же возникает звук (ответы)
В: А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
В: Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
В: Что мы слышим?
В: Также мы можем другим способом услышать воздух. Прислушаемся друзья. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки) .
В: Ну что, Лисенок! Теперь ты знаешь, почему шарик удивительный?
Л: Внутри него есть воздух, который можно при помощи моего шарика увидеть, услышать и почувствовать. А еще шариком можно играть.
В: А ещё наши дети могут сами превратить шарик в игрушку! Мы воздушные шарики превратим в веселые рожицы! Нам нужно будет для этого взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот. Но есть одно условие! Нужно одному держать шарик, а другому рисовать глаза, нос и рот. Можно это делать по очереди. Договоритесь между собой о том, как вы будете работать в паре.
Самостоятельная деятельность с воздушными шарами.
В: Ну что Лисенок тебе понравилось у нас в гостях?
Л: Да, я узнал много нового о воздухе.
В: А вам наши уважаемые зрители понравилось у нас в гостях?
Л: Ребята пойдемте поиграем в наши веселые воздушные шары!