Любовь Седайкина
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему :"Зимушка - зима"
Цель: Продолжать развивать связную речь.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
2. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
3. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие :
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать умение подбирать однокоренные слова, используя в речи существительные в нужном падеже.
2. Развивать речь, внимание, мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова : вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.
Материал и оборудование: Картины с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года"); альбомные листы голубого тона, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок; чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы; рассматривание картин с изображением зимней природы.
Ход занятия:
На доске закреплены картины с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение:
Берёза.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Сергей Есенин.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года. Как нон называется это время года? (Правильно – зима.)
- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А какой сейчас месяц? (Январь.)
Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег" :
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый.
Дидактическая игра "Добавь слово"
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы продолжите строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)
Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
- Тропинки запорошило - это как вы понимаете? (Занесло снегом.)
"Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)
Воспитатель. Сейчас я буду читать стихотворение, под которое мы будем выполнять массаж активных точек. (М. Картушина) «Наступили холода»
Да-да-да - Наступили холода. (Потереть ладошками друг о друга).
Да-да-да - Превратилась в лед вода. (Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз).
Ду-ду-ду - Поскользнусь я на льду. (Указательными пальцами помассировать крылья носа).
Ду-ду-ду - Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши).
Ды-ды-ды - На снегу есть следы. (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и
энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба).
Ди-ди-ди – Ну, заяц, погоди! (Хлопки в ладоши. Погрозить пальцем).
Воспитатель. А сейчас вам нужно подобрать по смыслу слово.
Упражнение "Назови действие"
Зимой метель (метет).
Ночью ветер в трубах (завывает, воет).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк (воет).
На зиму медведь в берлоге. (засыпает).
Зимой вода в реке … (замерзает).
Под снегом травка… (греется)
Воспитатель. А какие у вас любимые игры зимой? (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снеговика, строим крепость и др.)
Упражнение "Закончи предложение"
- Давайте поиграем в игру. Я буду начинать предложения, а вы будете заканчивать со словом снеговик.
Мы слепили на участке. (снеговика).
Мы приделали морковку нашему. (снеговику).
Мы показали соседям нашего. (снеговика).
Мы играли с нашим. (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о. (снеговике).
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок, (Идут по кругу, изображая, будто
Кати по снегу свой снежок. катят перед собой снежный ком.)
Он превратится в снежный ком, ("Рисуют" руками большой круг.)
И станет ком снеговиком. ("Рисуют" снеговика из трех комков.)
Его улыбка так светла! (Широко улыбаются.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают
голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)
Но солнце припечет слегка - (Медленно приседают.)
Увы! - и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами.)
Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о зиме.
Звучит спокойная музыка, дети рисуют.
Воспитатель. Ребята, какие красивые картины у Вас получились. Мы украсим ими нашу раздевалку.