Бенько Валерия
Интегрированное занятие по развитию речи «Удивительная природа вокруг нас» по произведению М. Пришвина «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательные области: интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: «Удивительная природа вокруг нас»
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Цель занятия: объяснение поступков героев рассказа М. Пришвина «Золотой луг» посредством чтения произведения в ходе выполнения речевого упражнения «Закончи предложение», выполнения игры на ИКТ-оборудовании «Опиши объект», выполнения рисунка «Одуванчик» в технике штампования.
Задачи занятия:
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Удивительная природа вокруг нас“ по произведению М, Пришвина „Золотой луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Обучающие: осмысливать поступки героев, давать им оценку, выражать своё отношение к героям рассказа; понимать причины поступков, учиться правильно отвечать на вопросы педагога;
Развивающая: внимательно слушать рассказ, учиться эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитательная: сделать вывод о том, что в природе множество тайн, для исследования которых нужно быть любознательным, наблюдательным.
Дополнительные задачи:
Игровая задача (для ребенка): выполнить верно все задания ИКТ-игры "Опиши объект", набрать наибольшее количество фишек в игре «Опиши объект».
Дидактическая задача (при проведении игры для педагога): закреплять умение детей подбирать определения с существительному.
Задачи на продуктивную деятельность:
- изобразительная: научиться выполнить рисунок в нетрадиционной технике посредством штампования трубочки с краской к бумаге;
- техническая: закрепить практические навыки рисования штампом, быть аккуратными, оказывать помощь друг другу.
Словарная работа: «удить»
Планируемый результат занятия: дети знакомы с рассказом М. Пришвина, обладают достаточным уровнем внимания для слушания рассказа и достаточным уровнем мышления для участия в беседе; дети сделали выводы о том, что природа удивительна, её интересно исследовать; дети знают о таких качествах, как наблюдательность, любознательность, любовь к природе; ребята доброжелательны по отношению друг к другу, узнали значение слова «удить».
Подготовительная работа:
• подбор методического материала согласно этапам занятия интегрированного занятия по речевому развитию;
• подготовка педагога к выразительному исполнению отрывка из произведения;
• подбор ИКТ-оборудования в соответствии с возрастом детей и содержанием литературного произведения;
• разработка и организация ИКТ-дидактической игры в соответствии с содержанием литературного произведения, целями и задачами;
• чтение и рассматривание с детьми портрета автора;
• беседа о рассказе как о жанре литературного произведения;
• разработка беседы с детьми (волонтерами) по содержанию литературного произведения;
• подготовка материалов для включения элементов продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование: хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. - 2-е изд. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. текст рассказа М. Пришвина «Золотой луг», иллюстрации, интерактивная доска, ноутбук, документ-камера, медаль за победу в игре, одуванчики из картона для рефлексии, кисти, ватман, желтая гуашь, тарелочки и трубочки пластмассовые, стаканы для воды.
Ход НОД:
Организационно – мотивационный этап
(задача: Организация внимания, направление внимания детей на тему занятия; Методы:словесный метод; Прием: художественное слово для перехода к книге, установление зрительного и эмоционального контакта) (коммуникативное приветствие)
Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Давайте передадим наше хорошее настроение и доброту друг дружке через теплые ладошки. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням соседа слева.
(Дети прикасаются ладошками друг с другом)
Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. А сейчас послушайте и отгадайте загадку для того, чтобы узнать, чем мы с вами будем заниматься.
«В летний солнечный денёк,
Золотой расцвёл цветок.
На высокой ножке
Всё дремал он у дорожки,
А проснулся-
Улыбнулся:
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь
Тише ветер луговой.»
Мне очень нравятся ваши предположения! Верно, дети, это одуванчик.
Основной этап. Этап постановки проблемы
(задача:создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме; Методы:Словесный метод; Приёмы: Аннотирование произведения, высказывание своего отношения к произведению, беседа, прием постановки вопросов проблемного характера, наглядный приём: рассматривание портрета писателя с презентации)
(опыт детей + вводная беседа)
- В какое время года цветет одуванчик? Ранней весной из-под снега? Это первоцвет?
- Вам нравятся эти цветы?
- Как выглядят молодые одуванчики, которые вы видели весной?
- Как можно назвать луг, на котором растет очень много таких «желтых солнышек»?
(слово об авторе)
-А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу, написал множество литературных произведений. Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах.
- А вы помните, какое произведение об одуванчиках мы с вами уже читали(«Золотой луг»)
Это произведение я прочитала еще в детстве, оно понравилась мне тем, что наблюдая за одуванчиками, мальчик сделал удивительное открытие.
(Аннотация)
-Напомню, в рассказе «Золотой луг» рассказывается о братьях, которые любили позабавиться друг над другом и как-то раз один из братьев пронаблюдал за одуванчиками и увидел интересное явление природы.
-Давайте вспомним прочитанный фрагмент рассказа «Золотой луг».
-Вы помните, кто были героями рассказа?
- Как братья забавились с одуванчиками?
- Мальчики считали эти цветы удивительными? Почему?
- А вы знаете, почему потом братья полюбили эти цветы? (проблема, не знают продолжения рассказа)
Для того, чтобы это узнать, прочитаем продолжение рассказа. Держите спины ровными, ноги вместе. Приготовьтесь внимательно слушать.
Основной этап. Этап ознакомления с материалом
(задача: снятие мышечного напряжения, ознакомление с содержанием произведения, Методы:Словесный метод; Приёмы: Словарная работа, чтение текста, напоминание про осанку, аналитическая беседа, наглядный приём: рассматривание иллюстраций)
«Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.»
(беседа)
- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?
- Почему вы думаете что это рассказ? (В нем нет волшебства. Там всё, как в жизни)
-Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был жёлтый.)
-Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём росло много одуванчиков.)
-Куда утром пошёл один из братьев? (На рыбалку.)
-Что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный.)
-Какое наблюдение провёл мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)
-На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)
(повторное чтение)
-С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладонях.)Послушайте, как М. Пришвин сравнивает с ладонями лепестки цветка. «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. "
-Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)
-Почему решил понаблюдать за цветами?
-Как можно описать мальчика, какой он?
- Вам понравился этот любознательный герой?
-О чем мы задумались, прочитав этот рассказ?
(Словарная работа)
Ребята, вам встретилось слово «удить» в рассказе, а вы знаете, что оно значит? «Удить» означает ловить рыбу удочкой.
Основной этап. Этап практического решения проблемы.
(задача: Решение проблемной ситуации, пересказать сказку через дидактическую игру; Методы:Практический метод; Приёмы:Физ. минутка, речевое упражнение закончи предложение, прием повторного чтения; Словесный метод; Приёмы: Беседа, объяснение, наглядный метод)
«Кто сидеть устал- вставайте
И со мною поиграйте!»
(физ. минутка)
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,
Всё вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).
Присаживайтесь, держите спину ровно, а ноги вместе.
(закончи предложение, повторное чтение и интерактив)
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение. Оно называется «Закончи предложение».
-Я буду произносить начало предложения, а вы его заканчивать. Договоритесь между собой, кто будет выполнять упражнение первым. Умницы, вот какие дружные ребята!
-Однажды мальчик заметил, что луг не золотой, а (какой).(зеленый)
-А после полудня луг вновь стал (какой (золотой)
-К вечеру луг опять позеленел. Одуванчик (что сделал (сжал лепестки)
(ИМЯ) теперь ты продолжай.
- Утром, когда солнце взошло (что случилось (луг вновь стал золотым)
- Так почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)
Сейчас я предлагаю вам поиграть на смарт-доске. Давайте погреем наши глазки перед работой с ней. Помните, что стоять нужно от доски на расстоянии вытянутой руки, пользоваться стилусом или передвигать картинки сухими, чистыми руками. На доску нельзя опираться. Вы помните почему (приведёт к поломке).
Итак, ребята, игра называется «Опиши объект». Вам нужно по очереди подходить с смарт-доске для выполнения задания. В данной игре несколько этапов: первый- «Описание по цвету». Необходимо придумать как можно больше определений к слову «одуванчик»по цвету; второй- «Описание на ощупь»- описать одуванчик по его осязаемым качествам; третий- «Найди похожий объект»- подобрать картинки, на которых изображены объекты, чем-то похожие на одуванчик.
Чтобы узнать, кто начнет игру проведем жеребьёвку. Вытащите из этого мешочка номер участия в игре.
Описание объекта по цвету:
Предлагаю вам перейти к началу игры. Посмотрите, что изображено на доске (одуванчики) Молодцы. На первом этапе играть будет (ИМЯ, т. к. она получила номер1 в ходе жеребьевки. «Описание цвета» предполагает следующее задание: подобрать определения к 2 объектам с названием «одуванчик». Какой по цвету первый одуванчик? А какой по цвету второй (белоснежный, желтый, золотистый, яркий, седой).(ИМЯ, без тебя мы не сможем придумать много определений, ты можешь добавить что-то еще? (лимонный, ярко-желтый, беленький, серебристый, снежно-белый)
Послушаем, все ли мы назвали определения по цвету.
Хорошо, вы большие молодцы. Получайте фишки за верно подобранные слова.
«Описание на ощупь»
(ИМЯ, твоя очередь играть. Представь, что ты держишь в руке настоящий одуванчик, можешь его потрогать, погладить, положить на ладонь. Подбери определения к объекту «одуванчик» по его качествам. (Легкий, воздушный, мягкий, пушистый, мягонький, маленький)Ты отлично справилась! (ИМЯ) добавь определения по качеству. Мне очень нравятся ваши ответы! Послушаем все ли определения по качествам объекта удалось вспомнить нам. Получайте фишки. Давайте перейдем к третьему этапу игры.
«Найди похожий объект»
(ИМЯ, начинай этот последний этап игры. Тебе нужно подобрать предметы, которые чем-то похожи на одуванчик и передвинуть эти картинки с нужными объектами на поле под изображенным одуванчиком. (В случае затруднения помогает ребенок 2). (выбирает картинки пера, солнца, собаки, парашюта). Проверим, правильно ли вы выбрали картинки. Давайте подробнее разберемся- чем каждый из предметов на поле похож на одуванчик? (перо-легкость, цвет; солнце-яркость, цвет; собака- пушистость; парашют- полет)
Получай фишки по числу верно выбранных картинок.
Вы справились с игрой, а теперь посчитаем фишки и узнаем кто же победил. Считаем фишки (ИМЯ) вместе со мной. А теперь посчитаем фишки (ИМЯ). Больше фишек у … Ты победила и получаешь медаль «Молодец!». А ты (ИМЯ, не расстраивайся, ты обязательно победишь следующий раз! Похлопайте себе за старание!
Наши глазки устали от работы с доской. Повторяйте за мной движения.
«Одуванчик поседел,
Парашютик полетел.
Быстро глазками моргаем-
Парашютик отгоняем.
Мы глазами наблюдали,
Как по кругу те летали.
К солнцу парашют летит-
Свет нам жмуриться велит.
Вправо, влево посмотрели
И на место тихо сели.»
Присаживайтесь на стулья. Держите спину прямо, ноги вместе.
(Продуктивные виды деятельности, рисование)
-А вы бы хотели, чтобы сейчас, холодной зимой, у вас в руках оказался одуванчик? Можем ли мы создать золотой луг в нашей группе?
Давайте пройдем в нашу творческую мастерскую.
Я предлагаю вам вместе со мной создать на ватмане золотой луг с помощью трубочек и красок. Помните, что нужно быть аккуратными и помогать друг другу. Выполнять работу мы будем штампованием, то есть сами создадим отпечаток краски от трубочки, похожий на одуванчик.
Я покажу вам как нужно сделать штамп для нашего будущего одуванчика. Внимательно слушайте и повторяйте за мной.
Берем трубочку для коктейля обрезаем до нужной длины, чтобы было удобно держать, и делаем на ней надрезы (примерно 2 см в длину. Желтую гуашь набираем на широкую поверхность, чтобы было удобно обмакивать «кисть» из трубочки (у нас это маленькие игрушечные тарелочки). Если гуашь густая, то добавляем несколько капель воды. Можно приступать к рисованию: слегка, чтобы не набрать очень много краски, обмакиваем «кисть» в гуашь и прикладываем к ватману. Немножко поворачиваем и опять прикладываем, и так несколько раз, пока у нас не получится одуванчик. Кистью для рисования дорисовываем своему одуванчику стебельки и контуры листочков, стараемся нарисовать как можно тоньше.
Отлично, вот какой золотой луг у нас появился в группе! Ваши одуванчики вышли совсем как настоящие.
Заключительный этап
(задача: Подведение итогов, обобщение полученного материала. Методы: Словесный метод; Приёмы:Беседа, приемы активизации речи детей, включение в беседу вопросов на уточнение о нравственных нормах)
Молодцы, ребята, сегодня вы тоже сделали маленькое открытие: узнали ответ на свой вопрос- почему мальчикам полюбились одуванчики?; познакомились с новой нетрадиционной техникой рисования.
Вы запомнили ее название?
Какое произведение мы читали сегодня?
-Скажите, о чем рассказ «Золотой луг»?
-Кто его написал? (Пришвин)
- Какое открытие сделал мальчик?
-Как можно описать этого мальчика? (любящий природу, любознательный, наблюдательный)
-Что значит любить природу? Почему нужно бережно относиться к природе?
(опыт детей)
- А вы обращаете внимание на красоту природы?
- Всегда ли вы относитесь к природе бережно?
(Рефлексия)
- Наше занятие подходит к концу. Я очень хочу узнать, какое у вас после него настроение. Выберите себе один из одуванчиков- яркий желтый означает хорошее настроение, радость, а белый-легкую грусть, печаль. Спасибо вам, ребята. Я попрошу вас сейчас занять свои места.
(Итог)
Природа- наш общий дом, а потому нужно относится к ней бережно, стараться замечать её красоту, изменения. Всё живое удивительно и прекрасно, важно научится раскрывать тайны природы, быть внимательным.