Мария Хроменкова
Интегрированное занятие для детей подготовительного класса «Солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Солнце. Из чего оно состоит? Сколько лет Солнцу? Что такое солнечное затмение? Гласные звуки [А], [О], [У]. Буквы «А», «О», «У». Приём сравнения, выделение свойств предметов».
цель: Сформировать представление о Солнце, как о раскаленном небесном теле шарообразной формы. Уточнить знания детей о небесных телах.
Сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами. Уточнить знания детей о Солнце, как об источнике тепла и света для всего живого на Земле.
Публикация «Интегрированное занятие для детей подготовительного класса „Солнце“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Познакомить детей с причинами наступления солнечного затмения. Закреплять знания о гласных звуках [А], [О], [У]. Закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слове. Закреплять графические образы букв «А», «О», «У». Закреплять умение детей делить слова на слоги. Тренировать в составлении предложений по схеме. Учить определять количество слов в предложении. Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Развивать активный словарь, фразовую речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.
Ход занятия:
- Инопланетян Грамотейка сегодня расскажет вам о звезде. Угадаете о какой?
Алый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер — и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер!
- Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете!
(Солнце)
С небесной высоты Солнце освещает и греет нас. Без этого гигантского огненного шара мы просто не могли бы существовать: наша планета замерзла бы за один день. По сравнению с Землей Солнце поистине огромно. Диаметр его в 109 раз больше Земли. (показ картинки)
Как устроено Солнце
Солнце – это массивный раскалённый газовый шар, по другому говоря это горячий плазменный шар. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Внутри него непрерывно происходит расщепление атомов водорода, переработка водорода в гелий. Это процесс называется ядерной реакцией синтеза. При этом выделяется гигантское количество энергии. На самом деле как бы Солнце не казалось нам огромно, по сравнению с другими звёздами его размер скорее мал, чем велик. На поверхности Солнца имеются небольшие тёмные участки, которые называются солнечными пятнами. Их температура ниже, чем в окружающих областях. Температура поверхности Солнца 5, 5 тыс градусов, температура ядра 14 млн. градусов. Солнце состоит из водорода, гелия и других элементов с меньшей концентрацией: железа, никеля, кислорода, азота, кремния серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома. Масса Солнца составляет 99,866 % от суммарной массы всей Солнечной системы.
Когда возникло Солнце?
Солнце возникло много миллионов лет назад вместе с планетами своей системы из облаков пыли и газа. Сначала образовалось облако, которое сжималось и вращалось. Вращение становилось все быстрее и облако превратилось в диск, а все вещества оказались в центре этого диска. Центр был похож на шар, именно так, по предположениям ученых, и возникло Солнце. По краям диска расположились планеты, разные небесные тела. Когда только образовался этот шар в центре, он был холодным, но так как он все время «работал», сжимался, то становился горячее и превратился в новую звезду – Солнце.
Солнце — это звезда, такая же как мерцающие объекты, которые мы видим на темном небе ночью. Но Солнце мы видим иначе, потому что наша планета расположена довольно близко от него (на расстоянии всего 150 млн км — 93 млн миль). Солнце (сфера, или шар, состоящий из нескольких слоев газов) отдает огромное количество тепла и света. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут. Ученые полагают, что большое количество энергии вырабатывается на Солнце непрерывно в результате ядерных реакций, происходящих между атомами водорода, одного из газов Солнца. Солнце является центром нашей Солнечной системы. Благодаря гравитационному притяжению Солнца Земля и другие планеты Солнечной системы удерживаются на своих орбитах. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле — солнечное тепло вызывает движение. Каков размер Солнца? По оценкам ученых, диаметр Солнца (расстояние сквозь Солнце в самом широком месте) составляет 1 393 294 км (865 400 миль). Масса Солнца в 332 раз больше массы Земли. По сравнению с миллиардами звезд Вселенной Солнце считается средним по размеру, т. е. половина других звезд больше него и половина меньше.
Куда Солнце уходит ночью? Солнце никуда ночью не уходит — движется Земля. Она совершает полный оборот вокруг своей оси каждые 24 часа. Таким образом, одна половина нашей постоянно движущейся планеты всегда обращена к Солнцу, и на этой половине Земли день, а другая половина обращена в сторону, противоположную Солнцу, и на этой половине ночь. Что такое солнечное затмение?
Просмотр видео «Солнечное затмение».
Время от времени Луна, совершая оборот вокруг Земли, проходит прямо перед Солнцем. При этом она на какое-то время закрывает Солнце, отбрасывая тень на ту часть земного шара, где день. Когда происходит полное затмение Солнца (солнечное затмение, в этой части земного шара наступает темнота и становится холодно — пока Луна не пройдет дальше. При этом вокруг места, где наблюдается полное затмение, будет видно частичное затмение, при котором Луна на какое-то время закрывает не все Солнце, а только его часть.
Буква А/а
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: астры, арбуз, аист.
- Какой первый звук вы слышите в этих словах? (звук [а])
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: метла, лиса, пила.
- Какой последний звук вы слышите в этих словах? (звук [а])
- Посмотрите в зеркало и четко произнесите звук [а]. Когда мы его произносим, наш рот широко открыт, воздух проходит свободно, потому что во рту нет никакой преграды. Звук [а] — гласный.
При этих словах педагог показывает красный кружок.
- Звук [а] может находиться:
- в начале слова: аист, ангел, адрес;
- в конце слова: луна, зима, лиса;
- в середине слова: мак, кран, перчатки.
Педагог произносит слово, выделяя голосом звук [а], и одновременно показывает соответствующую схему.
- Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши каждый раз, когда услышите звук [а] :
[а], [у], [р], [а], [о], [а], [ы], [с], [а], [и], [а], [н], [о], [а], [а], [ы];
ам, ум, ас, им, ан, ма, но, cа, ку, ва, ом, та, да;
бак, кот, стул, лиса, рак, бак, суп, бык, лыжи, страх, утка.
- Посмотрите, какой буквой обозначают звук [а].
Педагог демонстрирует букву А/а.
Буква О.
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: осы, ослик, окунь.
- Какой первый звук вы слышите в этих словах? (звук [о])
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: пальто, письмо, весло.
- Какой последний звук вы слышите в этих словах? (звук [о])
- Посмотрите в зеркало и четко произнесите звук [о]. Когда мы его произносим, наш рот открыт, губы округлены, воздух проходит свободно, потому что во рту нет никакой преграды. Звук [о] — гласный.
При этих словах педагог показывает красный кружок.
- Звук [о] может находиться:
- в начале слова: окунь, окна, Оля, остров;
- в конце слова: лицо, письмо, весло, пальто;
- в середине слова: кот, дом, заколка, художник.
Педагог произносит слово, выделяя голосом звук [о], и одновременно показывает соответствующую схему:
- Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши каждый раз, когда услышите звук [о] :
[о], [у], [р], [а], [о], [а], [ы], [с], [о], [и], [о], [ш], [н], [о], [а], [а];
ом, ум, ас, им, он, мa, но, ca, ко, ва, ом, та, да, ос;
бак, кот, стол, лук, козы, вата, суп, Коля, письмо, утка, крот.
- Смотрите на рисунки и слушайте первое слово: яйцо.
- Скажите, где находится звук [о] : в начале слова, в середине или в конце.
- Продолжаем: кот, ведро, зонт, сом, заколка, дом, окна.
- Посмотрите, какой буквой обозначают звук [о].
Педагог демонстрирует букву О/о.
Буква У/у
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: узел, уж, улитка, укроп, улей, удочка.
- Какой первый звук вы слышите в этих словах? (звук [у])
- Посмотрите в зеркало и четко произнесите звук [у].
- Когда мы его произносим, наши губы вытянуты вперед узкой трубочкой, воздух проходит свободно, потому что во рту нет никакой преграды. Звук [у] — гласный.
При этих словах педагог показывает красный кружок.
- Звук [у] может находиться:
- в начале слова: улица, ухо, улей, урна;
- в середине слова: подушка, лук, лягушка, акула;
- очень редко в конце слова, как правило, это слова, которые пришли в русский язык из других языков: кенгуру, какаду.
Педагог произносит слово, выделяя голосом звук [у], и одновременно показывает соответствующую схему.
- Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши каждый раз, когда услышите звук [у] :
[у], [а], [и], [у], [у], [а], [и], [и], [у], [а], [у], [у], [и];
ум, та, ту, да, ик, ис, ук, лу, мa, ам, ун;
мак, жук, лук, кит, лист, стул, кукла, рак, сумка.
- Посмотрите, какой буквой мы обозначаем звук [у].
Педагог демонстрирует букву У/у.
Выполнение заданий в рабочих листах:
Задание 1.
- Напишите букву А.
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: книга, рак, аист, мак, арбуз, пила.
- Слушайте слово и определяйте, где находится звук [а] : в начале слова, в середине или в конце. Закрасьте треугольник красным цветом в нужном месте (в начале слова, в середине или в конце).
- Прочитайте.
Задание 2.
- Напишите букву О.
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: зонт, осы, пальто, ведро, сом, обруч.
- Слушайте слово и определяйте, где находится звук [о] : в начале слова, в середине или в конце. Закрасьте треугольник красным цветом в нужном месте (в начале слова, в середине или в конце).
- Прочитайте.
Задание 3.
- Напишите букву У.
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: утка, подушка, удочка, стул, акула.
- Слушайте слово и определяйте, где находится звук [у] : в начале слова, в середине или в конце. Закрасьте треугольник красным цветом в нужном месте (в начале слова, в середине или в конце).
- Читайте, обращая внимание на подстрочные знаки.
Динамическая пауза «Зарядка с Царевной»
Игра «Живые слова».
- Вы будете «живыми словами». (Имя) будет «словом» падают, а (Имя) «словом» звезды. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
- Давайте прочитаем – «Падают звезды». Сколько слов в предложении? (2)
- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
- Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (Красивые, яркие.)
Читаем «живое» предложение. Падают красивые, яркие звезды.
- Сколько слов в предложении? (4) «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).
- Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какой мне нужен прямоугольник, для обозначения начала предложения?
- В конце предложения, что ставим? (точку)
- Точка указывает на то, что предложение закончено.
(показ схемы первого предложения)
Дети у доски составляют схемы следующих предложений:
Солнце – огромная звезда.
Солнце невероятно больших размеров.
Солнце образовалось пять миллиардов лет назад.
Солнце образовалось из пыльного облака и газа.
Во Вселенной имеются другие звезды.
Каждая звезда обладает спутниками.
Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какой прямоугольник нужен для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)
- Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)
- Послушайте первое вопросительное предложение.
Падают звезды? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.
- А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.
- Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)
- Какое предложение стало? (вопросительное)
- Какой знак был? (точка)
- Поменяли, на какой знак? (вопросительный)
На доске изображены схемы предложений. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны.
- Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)
- А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)
- Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)
- А стало, какое предложение? (вопросительное)
- Что вам помогло? (знак, голос, интонация)
- Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Педагог произносит предложение с восклицательным знаком.
Игра «Раздели слова на слоги».
Педагог предлагает разделить космические слова на слоги.
Слова: солнце, звезда, космос, ракета, Земля, астероид.
На доске педагог изображает схему слова.
Математика. Приём сравнения, выделение свойств предметов.
Проблемная ситуация.
Педагог выставляет перед детьми коробки с предметами, где 4 предмета одинаковые, один отличается.
- Ребята, посмотрите, Грамотейка решил разложить предметы по коробкам, всё ли он сделал правильно? (Ответы детей.)
- Давайте уберём лишний предмет из группы одинаковых предметов. По какому свойству предметы походи между собой?
Игра «Строители»
Перед детьми лежат кубики лего одного цвета. Педагог предлагает детям построить дома для друзей Грамотейки. За единицу этажа берут один кубик лего. Должно получиться два дома (высокий и низкий.)
- Покажите высокий и низкий дом?
Педагог предлагает детям построить поезд. Один кубик – один вагон.
- Покажите самый длинный поезд и самый короткий.
Выполнение заданий в рабочих листах:
1. Соедини башенки, построенные из одинаковых наборов деталей.
2. Найди домики по схеме.
Массажная пауза «Уставший ёж».
Материал: Массажный мяч.
Ежик выбился из сил – (гладим и жалеем ежика)
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока – (трем ручками ежа)
Надо их размять слегка. (Стучим и хлопаем по ежу)
А потом погладим ножки, (катаем ежа одной, а потом другой ножкой)
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, (вращательные движения ежом по животу)
Пощекочем возле ушка. (Каждым пальчиком трогаем иголки ежа)
Еж в лесочек убежал, (дети катят по полу ежи педагогу)
Нам спасибо пропищал. (Дети машут ручками ежам)
Развитие познавательных функций.
Игра «Лабиринт»
Проведи линию от стрелочки до звездочки.
Игра «Подбери заплатку»
Подбери заплатку к коврику.
Графомоторика «Солнце».
Проведи лучи от солнца по линиям, обведи по точкам – повтори самостоятельно.
Прощание.