Светлана Шатова
Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников"
(мультипликативный эффект в развитии ребенка при реализации образовательной области "Познание")
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Публикация «Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В целевых ориентирах ФГОС ДО большое внимание уделяется проявлению инициативы и самостоятельности в общении, активном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; способности договариваться; умению выражать свои мысли, чувства и желания; задавать вопросы, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Важным для организации познавательной деятельности с детьми является то, что ". содержание. определяется конкретной ситуацией в группе, а именно индивидуальными склонностями детей, их интересами и особенностями развития".
Исходя из вышесказанного, поставила цель – это создание оптимальных условий при реализации области "Познавательное развитие", которые обеспечивали бы мультипликативный эффект.
Образовательные области программы многопланово взаимосвязаны между собой по линии познавательной деятельности. Одно из проявлений этого компонента в образовании – его сквозное присутствие во всех без исключения образовательных областях. Применимо к познавательной деятельности детей это означает, что система усваиваемых детьми знаний об окружающей действительности содержится во всех без исключения областях программы, что требует организации их взаимосвязи с целью получения целостного представления об окружающей действительности.
Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс : каждая область детского развития связана с другими. Кроме того, у каждого ребенка индивидуальный стиль познания – кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то в большей степени познает мир через деятельность – рисует, строит, разбирает и собирает игрушки; кто-то по своей природе созерцатель. Взрослым может казаться, что он безынициативен и пассивен, в то время как в его головке теснятся мысли, возникают фантазии, которые могут найти свое воплощение в другое время.
Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. И вместе с тем, действуя каждый в своем направлении, все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих тему с разных сторон.
Представленный мною проект "В гости к сказке" основан на сочетании интегрированной деятельности : познавательно-исследовательской, ИЗО-деятельности, коммуникативной деятельности, чтение художественной литературы и др.
Почему именно сказка?
Сказочные темы наиболее интересны и доступны пониманию ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, помогает расширить нравственные представления о проявлении добра и зла, развивает творческое и познавательное мышление дошкольника. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказки способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей.
Чаще всего при использовании сказочных сюжетов в работе с детьми используют театрализованную деятельность, драматизацию, обыгрывание и сочинение сказочных сюжетов. Мы этого не исключили, но решили заглянуть глубже: что же такое сказка? из чего она состоит? какие бывают сказки? откуда они взялись? зачем они нужны? (ведь сказка – "ложь", а не быль – хорошо это или плохо).
На подготовительном этапе к проекту пополнили групповую библиотеку сказками, рассказывали и рисовали свои любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых хотели бы походить; просто рассматривали иллюстрированные книжки со сказками.
При рассматривании иллюстраций, дети находят в книгах отражение своих избирательных интересов. У детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Одних привлекают книги с современными картинками и супер-героями, других – сказки о животных, третьи ищут иллюстрации о жизни людей (богатырей и рыцарей, принцесс и красавиц).
На первом этапе мы знакомились со сказками: русскими народными, авторскими, сказками народов разных стран. Разбирались какие бывают сказки (про животных, бытовые, волшебные) и их особенности и отличия.
Все идеи (темы, дела, задумки, просто высказывания) записывали, вывешивали на видном месте и сохранены, как достояние группы. Все записи делали печатными буквами, подписывали имя автора.
Кроме того, осознанно и ответственно выбранные детьми дела и действия стараемся отмечать или записывать при планировании проекта – дети при этом знают, чем могут заняться сами и чем планируют заняться другие, а это уже мотивация деятельности, причем внутренняя. При этом всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что выполнено, что осталось нереализованным.
Ценность таких записей в развитии предпосылок грамотности и знакомство с письмом и письменностью, т. к. записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать и самим писать слова (или копировать с написанного).
Например, при чтении русских сказок, некоторые старинные слова были непонятны детям, и мы решили сделать словарь. Дети сами упорно переписывали их с моего текста, при этом не все из них читающие.
Этот опыт усиливается в ситуации, когда дети сами хотят подписать сделанный рисунок или работу своим именем. Можно обратить внимание на некоторые типичные особенности детского письма: неровность букв (одна маленькая, другая огромная, нет линейности, пропуски и замены букв, зеркальность и т. д.
В детском саду НЕТ задачи учить детей письму как таковому, и тем более нет задачи учить детей орфографии. Есть задача поддержания интереса и собственного желания детей. Поэтому мы не поправляем ошибки в словах и не выставляем оценки. Все это развивает сенсомоторные элементы письма и чтения, обеспечивает возможность для выбора, реализации своих интересов и имитации образа жизни взрослых.
Приведу примеры мультипликативного эффекта в области "Познавательное развитие" на примерах некоторых сказок:
"Необычный день цветка колокольчика" ( Автор: Моисеева Н. В.) Сказка экологического характера, направлена на охрану природы, обогащения представлений детей о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Какие целебные травы можно найти на территории д/сада? (подорожник, ромашка, мать и мачеха, чистотел.). Учить беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
При этом мы изучали строение цветка, рассмотрели семена различных луговых цветов, способы размножения и опыление, рисовали, делали венки к празднику цветов, на музыкальных занятиях дети разучивали песни и хороводы на данную тему. Поливали и пропалывали цветы на клумбах. Кстати здесь не обязательно было использовать большой набор дидактических игр, т. к. лето дает возможность познакомиться с миром природы "в живую" : посчитать сколько бархатцев, нераскрытых бутонов, колокольчиков на каждой ветке, вспомнили гадания на ромашке, названия цветов, в каких сказках они встречаются и т. д. При этом мы не забывали читать и другие сказки (Катаев "Цветик-семицветик", розы и волшебный сад в "Снежной королеве" Г. Х. Андерсона и т. д – дети сами вспомнят сказки).
Прочитали сказку "Баба-Яга и Иван-Царевич", где Б-Яга превращается в черную кошку, а царевна – в голубку. Для себя я планировала при работе с пластилином лепить животных, но дети сделали свой выбор – Бабу-Ягу и Ивана-царевича ( был даже спор по выбору героя: почему этого героя? зачем делать злого? а всегда ли Б-Я злая). А на следующий день решили для театра сделать героев. Работа кропотливая – конечно дети просили помощи у взрослых и работы получились коллективные: кто-то делал ступу, с кем-то перевязывали руки игрушек – у детей не получалось туго перевязать ниткой и завязать узелки даже в паре; веточки для метлы попадались хрупкие - переламывались; нос на лицо пришивала сама. Зато как бережно они играли с ними, чтобы не сломать, хвастались родителям – не важно какую лепту вложил ребенок, ведь это ОН тоже делал.
При изготовлении знакомились с различными материалами: тканью, нитками, природным материалом. Пока я пришивала носы, многие наблюдали за работой и внимательно слушали комментарии о безопасности работы с иглой, вставляли свои замечания и предположения: А если воткнется в палец, кровь будет? А может иголка ноготь проколоть? А когда врач операцию делает, как иголкой зашивает – там же кровь будет? Это наверное сильно больно! Вроде сказка про Бабу-Ягу, а области познания различные : развитие речи, безопасность, эмоции, логическое мышление, тело человека.
Когда прочитали русскую сказку "Пых", дети слепили ёжиков из шишек с яблоками на спине. Я удивленно задала вопрос: - А разве ежи едят яблоки? Все дети уверенно сказали "ДА" – яблоки и грибы, кто-то добавил молоко. Пришлось детям с родителям искать информацию о ежах – выяснили, что это насекомоядные.
Прочитав сказку "Жар-птица", вели наблюдение за птицами, изучали их особенности, слушали пение птиц; сделали коллективную работу; проводили опыты с пером и водой, рассматривали эго под лупой; рассуждали какие яйца у страуса и сколько можно накормить людей яичницей из страусинного яйца, кто-то из родителей принес скорлупу перепелинного яйца, фантазировали – какие могут быть у Жар-птицы яйца.)
Сказка "Лягушка-царевна", "Лягушка-путешественница" – темы для изучения: земноводные, реки, озера, пруды и т. д. ;
Сказки про морского Царя, "Русалочка" (Г. Х. Андерсена) – это подводный мир. И не только мир природы и творчество. Для "плавания под водой" изготовили перископ, вспомнили водный и подводный вид транспорта, новые слова: батискаф, акваланг, дайвинг (принесли фотографии погружения папы с моря) и т. д.
При изучении творчества П. Бажова, прочитав сказ "Каменный цветок", знакомились с видами камней и минералов – фото-иллюстрации брала из интернета, смотрели на ноутбуке, собирали сами коллекцию камней, приносили из дома не только камушки, но и стеклышки цветные, украшения; Искали на карте и глобусе уральские горы; выбирали материал для поделок, природный и бросовый материал: шишки – хвойные деревья, семена акации, фантики, апельсиновые корки. При этом рассматривали мелкие шишечки молодые на сосновых ветках и ели, стручки с семенами акации.
Читали и смотрели мультфильмы сказок Сутеева. Основная линия этих сказок, конечно же – поступки, поведение, положительные и отрицательные качества героев. Но при этом мы познакомились с профессией иллюстратора и мультипликатора. На будущее запланировали сделать телевизор и нарисовать кадры не только к знакомым сказкам, но и своим сочиненным. Такие самодельные мультфильмы можно будет показать родителям или детям других групп.
Прочитав несколько глав "Приключения Незнайки" (Н. Носова, учились подбирать рифмы к словам и сочинять стихи. Здесь тоже можно развернуться в познавательных темах (автомобиль, воздушный шар, полет на луну).
После чтения сказок и обсуждений, дети учились понимать выражения с переносным значением, т. е. фразеологизмы, объяснять их значение, подбирать близкие по смыслу слова. В этом нам помогали дидактические игры «Волшебные предметы», «Волшебные слова», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Встречи героев».
Не всегда созданные взрослыми дидактические игры привлекают детей - навязанные правила игры не всегда соблюдаются. Значимый эффект в том, что в процессе создания собственной, и тем более ходе игры, дети учатся формулировать свои условия и правила, а потом самостоятельно соблюдают эти правила.
Третий этап по развитию сказочного сюжета мы посвятили знакомству с композиционными особенностями русской народной волшебной сказки, умению слышать и выделять в тексте выразительные средства, понимать образные выражения. Дети учились воспроизводить и употреблять в своей речи образные выражения из сказок. Игры на этом этапе приобрели более творческий характер, которые направлены на развитие воображения, фантазию ребенка: «Чудеса в решете», «Сказочная цепочка», «Кто на свете злее всех?», «Хороший-плохой», «Заветные слова», «Что в дороге пригодится?», «Интервью у сказочного героя», «Новые сказки».
На следующем этапе, мы уделили внимание коллективному и индивидуальному сочинению сказок. На этом этапе нам помогли изготовленные карты (схематичное изображение функций сказок по образу карт Проппа). Совместно с детьми мы придумывали символы карт, обсуждая каждое изображение.
Игры с картами способствовали развитию речевого творчества детей и умению выразительно передавать свои мысли и чувства при сочинении и рассказывании сказок. Вначале детям предлагалось готовое название сказки, место действия и количество персонажей для нового произведения или модификации знакомого. После этого деятельность детей приобрела полную самостоятельность – они сами придумывали название сказки, персонажей, их количество, место действия, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами.
Чтение придуманных детьми сказок (и записанных взрослыми) – напрямую связана с книгоизданием, языковым развитием, формированием у ребенка представлений о своих возможностях и достижениях. Чтение придуманных сказок побуждают у детей чувство самоуважения, достоинства, уверенности в своих силах. Для ребенка очень важно быть интересным не только родителям и воспитателям, но и сверстникам, друзьям.
Сказочные сюжеты отражались и в ролевых играх детей. Вначале дети чаще начинали сюжет знакомой сказки, старались взять на себя главные роли положительных героев, но с развитием сюжета в игру вводились новые персонажи из других сказок или реальной жизни. Конечно не всегда обходилось без конфликтных ситуаций, но чтобы соответствовать взятой на себя роли приходилось поступать по доброму, а отрицательные персонажи пытались быть хорошими. Иногда обсуждение игровых действий и правил длилось дольше, чем сама игра. Часто сказочные игровые сюжеты переходили в путешествия, поиски клада, волшебных вещей или превращения. Во многие игры дети играли по нескольку дней, где сюжет преобразовывался, плавно переходя в совершенно другой сказочный сюжет, при этом менялись ("перепревращались") персонажи.
Самое ценное, что установленные правила игры меньше стали нарушаться, дети учились определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, оценивать свои действия и действия товарищей.
Свою работу по проекту строили не только на поэтапном освоении сказочных сюжетов, но и развитию коммуникативной игры.
Коммуникативные игры подбирали на сказочные темы. И на первом этапе проекта они были направлены на умение определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных средств (движений, интонацией, мимикой); развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам, формирование уверенного поведения, повышение самооценки. Далее проводились игры, направленные на воспитание доверительного отношения друг к другу, развитие ответственности за другого человека, умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль. В последствии включались игры на сплочение детского коллектива.
Подводя итог о мультипликативном эффекте познавательной деятельности, хочется сказать, что сказки – это обширная область познания : развитие речи и грамота + сенсорика и конструирование + математика и логическое мышление + социализация и коммуникация + знакомство с миром живой и неживой природы + безопасность и трудовое воспитание, не говоря уже о творческих видах деятельности, воображении, фантазии, эмоциональной стороне.
Литература:
1. Вежнович И. Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17. С. 14-17.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
3. Запорожец А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
5. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М. : АРКТИ, 2003. - 96 с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007.
7. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. – Издательство «Лабиринт», М., 2001. - 192 с.
8. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. Логопед. — №2. – 2008.
9. Русанов В. Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4. С. 13-15.
10. Свирская Л. «Работа с семьё й: необязательные инструкции». – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
11. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.
12. Ткач Р. М. В чем сила терапевтических сказок? /Сказкотерапия детских проблем. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. с. – 8-10.
13. Интернет -источники : https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput70.htm