Вера Зюбина
Консультация «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС»
Воспитатель: Зюбина В. Л.
«Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности ни одна из них не может полноценно развиваться вне предметной организации»
Публикация «Консультация „Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Александр Владимирович Запорожец.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с введением ФГОС п. 2. 6 включает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Игра способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития всесторонне развитого ребёнка. Одной из форм развития познавательной активности детей является использование занимательного материала.
Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.
Основные педагогические требования к занимательному материалу :
1. Материал должен быть разнообразным. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда.
2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
3. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и развития ребенка.
Включение занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовывать предложенным материалом, увлекать и развлекать ум, расширять, углублять познавательные представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
В современном мире познавательному развитию отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут путь к решению, который ведёт к результату. Если занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
В последствии ребё нку известна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, выбрать лишнюю, преобразовать,-которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку. То есть они находят путь, способ решения на основании своих практических действий и мыслительных операций.
В процессе реализации занимательных задач поиска результата предшествует практическим действием. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности детей характер производимых проб. Соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы осуществляют поиск путем сочетания мыслительных и практических проб, или только при помощи мыслительных операций.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Их основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д; формировать новые знания, знакомить со способами действий. Широкое применение находят и занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (догадаться, обнаружить, неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо персонажа, в виде письма, телеграммы. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.
К всестороннему развитию детей в современном мире немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны дошколятам, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений дети овладевают умение вести поиск решения самостоятельно. Мы лишь вооружаем их и направляем к конечному результату (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, умение высказывать свою точку зрения, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно на этом этапе жизни ребенка, педагогу чрезвычайно важно использовать в своей работе игровой занимательный материал т. к. он является хорошим средством развития у детей познавательного интереса к предмету, логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Занимательный материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Это комплексное воздействие преследует глобальную цель – формирование познавательного интереса к занятиям посредством игрового занимательного материала. Анализируя свою работу я каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.