Любовь Захарова
Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.
Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру.
Публикация «Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Широкие возможности для развития исследовательской активности дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами и материалами. Следует отметить, что детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и интегрируется со всеми образовательными областями.
Исследовательская деятельность в детском саду ведется по таким направлениям:
1. Работа с педагогическим коллективом (консультации, семинары, семинары-практикумы, педсоветы).
2. Работа с родителями (консультации, родительские собрания, стенды для родителей, совместное осуществление проектов, листки с занимательными опытами, которые можно провести дома с детьми).
3. Работа с детьми.
Формы работы с детьми:
• - занимательные опыты, эксперименты в исследовательских уголках;
• - осуществление исследовательских проектов;
• - непосредственная образовательная деятельность;
• - наблюдения, опыты (живая и неживая природа);
• - коллекционирование
• - изготовление мини – музеев;
Эту работу следует начинать с построения предметно - развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. Создание центров экспериментирования в каждой группе с учётом возрастных особенностей детей, и требованиями техники безопасности. Что позволит создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Как же должен быть оснащён центр экспериментирования?
Содержание уголка экспериментирования
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Весы, безмены.
17. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
18. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
К числу основных методов работы с детьми в данных центрах можно отнести: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Много интересного, необычного может подарить и детям, и взрослым исследовательская деятельность. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем – то, проблема или просьба. Причём, удивление и любопытство могут вызвать, такие традиционные методы и приёмы работы как наблюдения, рассматривание иллюстраций, видео презентации и др. (наглядные методы); словесные (беседы, чтение художественной литературы, загадки, использование фольклорных материалов); практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочно-го героя - куклы.
Эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников - это детские исследовательские проекты.
Определённые требования можно предъявить к теме проекта.
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
При проведении опытов следует придерживаться следующей структуры:
• Постановка проблемы;
• Поиск путей решения проблемы;
• Проверка гипотез, предположений;
• Обсуждение увиденных полученных результатов;
• Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия – стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели, и задач эксперимента, нахождение способов их решения, их совместное достижение – таковы три составляющие личностно развивающего обучения.
Личностно ориентированное обучение предполагает создание для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных, активных, способных к творчеству детей.
При экспериментальной деятельности дошкольника социальная позиция ребёнка в отношении взрослого строится по прин-ципам:
• Соучастие в деятельности (общение на равных);
• Создание эмоционального положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
• Признание за ребёнком права на существования собственного мнения;
• Стимулирования ребёнка к высказываниям;
• Использования различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;
• Включения ребёнка в творческую деятельность и развития его творческих способностей;
• Построение обучения на игровых формах.
Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных знаний. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробу-ют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности ребят должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой вы-сказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается
по «принципу развивающей интриги …»
Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и до-школьном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
"Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам"
(Р. Эмерсон).
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
2. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Ме-тодические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
4. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления до-школьников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
5. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.»Экспериментальная деятельность де-тей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое посо-бие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
7. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
8. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1