Анна Васильева
Роль проектной деятельности в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль проектной деятельности в развитии дошкольника
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Проектная деятельность является интеграцией, в основе которой лежит проблема.
Публикация «Роль проектной деятельности в развитии дошкольников» размещена в разделах
Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей – проект.
«Проект». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь. Чаще всего мы связываем его со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической человеческой деятельности, ассоциируем с новизной и нестандартностью подхода к решению задач. Согласно ФГОС, проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Килпатриком.
Дж. Дьюи: «Проектирование — это обучение через делание». При этом, по мнению Дж. Дьюи, в ходе осуществления такой проектной деятельности ребенок — «это солнце, вокруг которого вращается все». Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуя с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок сумеет применить в жизни.
В ходе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения поставленной задачи по определенным критериям, выбирает оптимальный способ решения.
В настоящее время проекты классифицируются :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
• исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
• творческие (оформление результата в виде детского праздника, например «Театральная неделя»).
По продолжительности они бывают
• краткосрочными (одно или несколько занятий,
• средней продолжительности,
• долгосрочные (например, на учебный год).
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Я уверена, что проведение проектной деятельности поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования становится деятельностно - ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.